То ли времена меняются, то ли я начинаю выпадать из режима бесконечной восторженности… Но в последнее время мне стали тяжело даваться книги. А фильмы так и вообще лень смотреть. Это же на два часа поглощаться какой-то сложной историей, оценивать игру актеров, думать, что я могла бы лучше. И для того, чтобы хоть как-то разгрузить ум (физический труд не помогает), остаются мультики. Значит, пришло время обсудить, есть ли там вообще сейчас что смотреть.
Мир любит изъяны
С повестки начинать никак не хочется, но приходится. И в этом виновата не я, а американские мультипликаторы, пытающиеся сохранить место под солнцем нетривиальным путем. Только вопрос: а надо ли? Неужели современная мультипликация испытывает такие серьезные трудности, что прибегает к настолько модным методам?
Сколько тапок уже прилетело в адрес Диснея! То работников увольняют, то фильмы по великим франшизам (подразумеваются «Звездные войны») снимают исключительно ради прибыли. Сегодня Дисней — это конвейер, который перепечатывает свои же идеи. Но студия воровство у самих же себя называет по-красивому: отсылки. Вот я в детстве ревела над мультфильмом «Король лев» в моменте, когда благородного Муфасу безжалостно затаптывает стадо антилоп. А нынешние дети могут пролить слезы над мультфильмом «Хороший динозавр» 2015 года — там отец-динозавр погибает в ущелье во время шторма. По картинке — один в один. И это учитывая, что «Король лев» уже списан с аниме «Белый лев Кимба». Но это не делает оба диснеевских мультика плохими.
В этом весь секрет успеха студии: они никогда не были идеальны, но всегда открывали горизонты для воображения. Какие там идеи несла целая плеяда диснеевских принцесс, таких как Белоснежка, Золушка, Аврора? Нужно родиться весьма хорошенькой, любить петь (в лесу особенно) и общаться с животными, обязательно попасть в передрягу, ждать, пока тебя спасет принц, и выйти за него замуж. Многие обвиняют анимационную студию в продвижении в головы молоденьких девочек антифеминистических идей и того похуже. Вспомнить Бель («Красавица и чудовище»), которая влюбилась в злобного пушистика. Но! Он как бы подарил ей целую библиотеку. Извините, балл в пользу Диснея.
При этом есть шикарная боевая Мулан. В нее капитан влюбился, еще когда она мужчиной себя выставляла. Да и сколько в этом мультфильме было спорных моментов! Но вот в 2020 году вышла экранизация с живыми актерами, персонаж Ли Шанга пошел под снос, Мулан осталась сильной и независимой. Острые углы подпилены, а людям почему-то неинтересно. Можно обвинить во всем коронавирус, но для чего тогда нужна платформа Disney+? Просто это уже не та Мулан, которая восхищала меня в детстве. Идеальная не особо нужна.
Студия Walt Disney Pictures теперь перед многими своими мультфильмами предупреждает зрителей о том, что в нем может содержаться «неподобающее обращение с людьми или другими культурами». Например, в «Дамбо» критике подверглась стая черных ворон, в которой обнаружились карикатурные отсылки к афроамериканцам. А в ремейке «Леди и Бродяга» убрали песню сиамских кошек. Мол, нельзя дискриминировать котов по их породе.
Посмотри сначала сам — и спрячь от детей
Но сколько же у Диснея и его подразделения Pixar сильных проектов с нешуточным смыслом! «Головоломка», «Душа», «Университет монстров», «Тайна Коко»… В последнее время стали ходить слухи, что студия потеряла былую прыть и выпускает уже не столь качественную анимацию. Проверила. Мультфильм «Странный мир» вышел как-то незаметно осенью 2022 года. Отзывы не лучшие, многие знать не знают о таком. А я посмотрела — и осталась в восторге и мурашках. Финал поразил необычностью идеи, заставляет задуматься даже через время после просмотра. Его бы рекламировать и продвигать в массы, но проблема в том, что этот мультфильм детям не покажешь. Ну просто сын-подросток главного героя — гей, а немалую часть картины занимает его выстраивание отношений с парнем. Зато Мериде, Эльзе и Моане принцев не дали. Обидно? О да.
Ладно, оставлю в покое Дисней. Надеюсь, он тоже оставит в покое глупые идеи и вернется к здравому смыслу (он точно там еще есть!).
А вот у кого с этим все спорно, так это у Нетфликса. Хорошо-хорошо, начну с адекватно-приятного. Новогодний мультфильм «Клаус» 2019 года, предлагающий альтернативную версию происхождения Санта Клауса, невероятно красивый и трогательный. Это было мое первое столкновение с анимацией Нетфликса, и произвело оно огромное впечатление. Как правило, эта стриминговая платформа выпускает мультсериалы, ориентированные на взрослую аудиторию. Знаем мы, какую анимацию американцы для взрослых снимают: «Симпсоны», «Гриффины», «Футурама»… А тут душевный мультик для всей семьи. И поплакать можно, и восхититься. Да, Нетфликс так умеет.
«Карлик Нос» — первый полнометражный мультфильм студии «Мельница», проторивший дорогу мультипликационной вселенной русских богатырей. За основу сюжета взята одноименная сказка немецкого писателя Вильгельма Гауфа, поэтому зрители зачастую удивляются, что «Карлик Нос» — плод труда российских мультипликаторов.
Однако это только одна сторона медали. Слышала положительные отзывы про мультфильм «Нимона». Девочка-оборотень и рыцарь объединяются в команду, чтобы вместе найти и одолеть монстра. Возможно, девочка и есть монстр. Не знаю, не смотрела. Почему? Потому что имею чудесную привычку узнавать сюжет заранее. Итак, рыцарь у нас по мальчикам. И тут не как у Диснея, мол, первая неловкая влюбленность. Тут все по-взрослому. Даже англоязычная аудитория негодует, говорят, теперь каждый мультик нужно просматривать самому заранее, прежде чем показывать детям. Кстати, с главной героиней Нимоной тоже вопрос, ведь с полом она как-то не особо определилась. И мне обидно, если честно. Мультфильм, по отзывам, крайне смешной и увлекательный, но Нетфликс своей пропагандой моего просмотра не заслужил.
Святым здесь есть место
Нетфликс не переделаешь — таким он был зарожден. А вот Диснею советую всерьез рассмотреть вариант с релокацией в Беларусь. У нас тут никакие сценаристы не бастуют, а молодые художники будут рады новой возможности трудоустройства. Только вот придется парочку подразделений прикрыть. Ну, чтобы деньги на них не тратить впустую. Начинали с мультипликации – с ней и продолжат. Вообще, от перебравшегося в Беларусь американца слышала, что тут он уже знает достаточно канадцев, австралийцев и других англоязычных мигрантов, которые запустили свой бизнес в нашей стране. Так что если Голливуд схлопнется, то у киностудий есть вариант, где перезапуститься и продолжить развитие. Да и под громкие возгласы толерантно ориентированных подстраиваться не придется. Главное ведь в творчестве быть не идеальным, а настоящим, правда?
Поэтому у русскоязычного общества есть своя мультипликационная принцесса — Маша, несносная главная героиня мультсериала «Маша и Медведь». Хотя пример с нее брать – идея сомнительная. Лучше поберечь нервы зверюшкам. Да и как-то больше сочувствуешь Медведю. Это сколько же разгребать ему приходится после Машиных переполохов! Но зато как сильно эти два разнополярных персонажа преданы друг другу. Опустим эти сумасшедшие теории про то, что Маша — призрак девочки, которую медведь случайно убил в лесу. «Маша и Медведь» — мультик про настоящую дружбу. Он искренний, душевный, и этим привлекает зрителей. Кстати, песни в сериях – отдельный вид искусства.
В российской анимации хватает и богатырей, и славянской нечисти (Кощей, Баба-Яга, домовой, так далее по списку)… Но меня привлекает еще одно направление. Назовем его православным. Совсем недавно наткнулась на мультфильм «Забытое чудо» 2022 года студии «Паровоз». Он рассказывает о трех школьниках, которые во время экскурсии по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре через портал попали в прошлое и своими глазами увидели истоки зарождения святого места. В такой легкой, ненавязчивой форме авторы передали историю жития Сергия Радонежского. Да, в мультяшной манере, на современный лад. Но цели добились: мурашки на коже пробежали. И самое главное – захотелось узнать настоящую историю Лавры и ее основателя. Вот в таком духе и нужно продолжать. Кстати, еще надо бы пересмотреть мультфильм «Князь Владимир» 2004 года. Не помню точно сюжет, но помню, что мне понравилось.
Так что выношу вердикт: православие имеет место быть в мультипликации. И даже очень там уместно.
Автор статьи: Эвелина Бурбуть