Найти тему
Per aspera ad astra

Восставший из мёртвых. Внутри саркофага БК-31

Год назад, 17 июля 2022 года, в Волгограде был торжественно открыт памятник бронекатеру БК-31. Пятью годами ранее, в мае 2017-го, этот бронекатер случайно нашли на дне Волги. Катер был поднят, его долго реставрировали, потом было принято решение поместить его в саркофаг на центральной набережной Волгограда. Внутрь саркофага (или павильона. Его называют и так, и так) людей не пускают, ну если только высокопоставленных особ вроде губернатора или министров, а простому человеку пройти внутрь нельзя. Так было до недавнего времени. В этом году жители и гости Волгограда смогут побывать внутри павильона «Бронекатера БК-31». Экскурсии проведет участник проекта по подъёму и реставрации бронекатера Дмитрий Зимин.

Я даже и не мечтал попасть внутрь, а тут выпала такая возможность. В общем, в пятницу 18 августа после работы я побывал на этой экскурсии.

Катер нашли случайно. Ныряльщики обнаружили на дне занесённую песком танковую башню. Сначала решили, что это затонувший танк, но вскоре выяснилось, что это бронекатер. Да ещё и не обычный, а последний из семи катеров проекта С-40. Корабли этого проекта разрабатывались для пограничников Средней Азии, они должны были нести службу на реке Амударья. Перед началом войны было построено восемь кораблей этого типа. Их строили в городе Зеленодольске. Есть сведения, что один корабль перевезли в Термез, а остальные оставили на Волге. Поднятый бронекатер — единственный С-40, сохранившийся до наших дней. Он несколько длиннее своих собратьев, а основные изменения коснулись компоновки отсеков в кормовой части. На корабле установлено два танковых дизеля В-2. Такие же моторы ставились на танки Т-34. Разрабатывались катера С-40 на основе проекта 1125, к которому относится волгоградский бронекатер БК-13, который находится неподалёку от БК-31.

-2
-3
-4
-5

Волгограду, можно сказать, повезло дважды. Во-первых, повезло найти на дне Волги редчайший бронекатер. Во-вторых, повезло, что это случилось в 2017 году, а не в более ранние годы. Как нам рассказал Дмитрий Зимин, аналогичный катер был поднят со дна моря около Керчи в 1975 году. Тогда к истории относились несколько иначе и поднятый бронекатер, несмотря на просьбы ветеранов, просто пустили в переплавку. До наших дней сохранились только якорь и рында. Решение, на мой взгляд, более чем неправильное. Мне всегда очень нравилась одна особенность американцев, а именно сколько у них кораблей-музеев, которые прославились во время Первой и Второй мировых войн. Линкоры "Техас", "Северная Каролина", "Миссури" и т.д., авианосцы "Интрепид", "Мидуэй" и т.д. А у нас только крейсера "Аврора" и "Кутузов". Нисколько не умаляю их вклад в историю страны, но ведь были и другие известные корабли, геройски сражавшиеся в боях с фашистами, но чести стать музеями так и не удостоившиеся. Например, линкоры "Октябрьская революция" или "Марат" (да, от него после войны осталось не так уж много, но всё-таки музей можно было организовать), крейсер "Красный Кавказ" и т.д. Их просто порезали на металл либо превратили в корабли-мишени и затопили. Это очень несправедливо. Поэтому, мне очень понравилось решение властей сделать из БК-31 мемориал. Считаю это правильным.

Вид из саркофага на набережную Волгограда
Вид из саркофага на набережную Волгограда
-7

Стоя рядом с бронекатером и глядя сквозь панорамные окна на Волгоград, испытываешь какие-то странные ощущения. Вон там, буквально в паре метров от тебя, жизнь бьёт ключом, люди гуляют, любуются фонтанами, Волгой, болтают о том, о сём. Обычная мирная жизнь, такая, какая и должна быть. А тут, внутри павильона, на расстоянии вытянутой руки стоит пришелец из другого времени, другого, я бы даже сказал, потустороннего мира, мрачный, изрешечённый осколками и снарядами, сквозь пробоины от которых наружу льётся жутковатый красный свет. От него веет смертью (на борту бронекатера нашли скелеты 11 погибших). Шум города тут приглушён, даже практически не слышен. И этот контраст поражает, он заставляет задуматься о том, какой ад творился на волгоградской земле 80 лет назад. К слову, стоя у БК-13 таких ощущений и близко нет. Наверное потому, что БК-13 отремонтирован, покрашен, у него нет пробоин. Да и стоит он на открытом воздухе. А БК-31 изрешечён так, что больше похож на решето. Он имеет тот вид, какой был у него на момент гибели. Он в самом деле пришелец из потустороннего мира, он погиб 75 лет назад, чтобы спустя годы восстать из мира мёртвых и занять своё место на набережной, как свидетель тех страшных времён, как памятник павшим и в назидание потомкам.

-8
-9

Вообще что такое бронекатер? Воображение рисует, что-то с толстой бронёй и большими пушками. Но это не так. Броня тут тонкая, защитит если только от пуль и осколков да и покрывает она не весь корпус. Оконечности корабля выполнены из обычной стали, которая пробивается навылет из любого стрелкового оружия, про что-то более крупнокалиберное не стоит даже и говорить. Бронёй прикрыто машинное отделение, рубка, пространство под танковой башней, т.е. центральная часть. Похожее бронирование в те годы имели линейные корабли США, Японии, и стран Европы. Была тогда популярная схема, которая появилась ещё до Второй Мировой, называлась "всё или ничего". Центральная часть корабля являла собой тяжелобронированную цитадель, в которой находилось всё: погреба боеприпасов, машинное отделение, кубрики экипажа, боевая рубка. Похожим образом забронирован и БК-31. Бронеплиты, кстати, хорошо видно на корпусе. Они прикреплены к нему заклёпками.

Слева на фото видна бронеплита, прикрепленная к корпусу заклёпками. Всё, что справа - обычная сталь
Слева на фото видна бронеплита, прикрепленная к корпусу заклёпками. Всё, что справа - обычная сталь
Бронёй прикрыта, по сути, лишь центральная часть корабля
Бронёй прикрыта, по сути, лишь центральная часть корабля
Пробитая бронеплита и латка на ней
Пробитая бронеплита и латка на ней
-13
Латка в бронеплите
Латка в бронеплите

На броне БК-31 хорошо видно несколько заплаток на бронеплитах. Это следы ремонта. В районе Тулака во время Сталинградской битвы была рембаза для катеров, где можно было наскоро заварить пробоины и выполнить какой-нибудь небольшой другой ремонт. Видимо там эти заплаты и были установлены.

Поднять катер со дна Волги было делом непростым. И не только из-за повреждений, полученных в бою, но и из-за того, что на борту было несколько десятков тонн песка, который надо было откачать перед подъёмом. И вот тут начались неожиданности. Поначалу ведь думали, что просто поднимут бронекатер и отвезут его на судоремонтный завод или куда там изначально планировалось. Но в процессе откачки песка стали попадаться кости. Стало понятно, что на борту остались тела павших в бою. Уже потом, после подъёма, их посчитали по черепам - 11 человек, имена большинства из них не установлены и скорее всего так и не будут установлены. Другой неожиданностью стала удивительная сохранность предметов на борту. Корабль затянуло песком, что оградило его от воды, речных организмов и, самое главное, кислорода. В итоге многое выглядело весьма прилично, хоть и пролежало на дне 75 лет. На четвёртом и пятом фото видны деревянные ящики. Это не новодел, они лежали внутри бронекатера все эти годы. Прекрасно сохранились и боеприпасы. Когда сапёры их обследовали, то сказали, что очень повезло, что снаряды на борту не сдетонировали. Всего на борту было найдено 11 винтовок, девять автоматов ППШ, пулемет, 70 гранат и 50 тысяч патронов, четыре тротиловые шашки, два пистолета и 180 снарядов, а также большое количество деревянных чопиков разного диаметра, которыми матросы затыкали пробоины. Это часто приходилось делать прямо на ходу. Носовая часть бронекатера и сегодня вся утыкана этими чопиками, которые тоже не новодел. Как ими заткнули пробоины в 1942 году, так они там и остаются по сей день.

-15
-16
-17

У бронекатера славный боевой путь. Вот хроника его последних дней. 2 октября: вывезли 38 тяжелораненых. 3 октября: эвакуировали на левый берег 79 раненых, а в Сталинград доставили 67 бойцов и три тонны груза, при этом уничтожили группу гитлеровских автоматчиков. 4 октября: вывезли 45 воинов в лазарет. 5 октября: эвакуировали 22 раненых и 64 горожан, на правый берег привезли пополнение в составе 46 солдат, подавив огонь противника. 6 октября: опять совместно с БК-34 перевезли 40 бойцов и 5,5 тонны грузов, эвакуировали 74 раненых. 7 октября: доставил 50 новобранцев и шесть тонн груза, вывез 13 человек с ранениями.

Злая ирония судьбы. Командир БК-31 Павел Никитин был назначен на него за две недели до гибели, а до этого командовал бронекатером БК-13, который стоит на набережной буквально в нескольких метрах от БК-31. Такие вот причуды судьбы. Погиб Никитин вместе с бронекатером. Случилось это 9 октября 1942 года. Его сразил осколок снаряда, когда он приоткрыл дверь рубки, чтобы осмотреться. Дело в том, что смотровые щели в рубке довольно узкие, в них толком ничего не видно. Это потом уже, учитывая печальный опыт, на бронекатера стали устанавливать танковые перископы для обзора, а на БК-31 ничего такого не было. Вот через такие щели, как на фото, и управляли катером в бою. Вот что сквозь них можно увидеть?

-18
-19
-20
-21

Ещё один интересный поворот судьбы. История донесла до нас имя человека, который потопил этот бронекатер. Более того, этот немец выжил в войне, дожил до весьма преклонных лет, написал мемуары и умер в 2017 году, когда подняли БК-31.

Виганд Вюстер - немецкий офицер-артиллерист. Поступил на военную службу в 1938 году. Весной 1942 года попал на Восточный фронт в качестве командира батареи гаубиц 150-мм sFH 18. Есть даже его фото. Как знать, может оно сделано где-то в Сталинграде.

Виганд Вюстер. Фото взято с просторов интернета
Виганд Вюстер. Фото взято с просторов интернета

В своей книге «В аду Сталинграда» Виганд Вюстер описал гибель БК-31 (кстати, наши бронекатеры немцы называли мониторами):

"Две мои русские пушки у Волги заработали на свой счет хорошее очко. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34, чтобы быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз её обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В тот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула".

И снова ирония судьбы: после разгрома в Сталинграде Вюстер попадёт в плен и проведет семь лет на принудительных работах в Зеленодольске - именно на том судостроительном заводе №340, где весной 1942 года спустили на воду БК-31.

По воспоминаниям артиллериста Вермахта, немецкие солдаты за уничтожение БК-31 были представлены к наградам. Они получили железные кресты. Вот так вот бывает. Одним награды, а другие ушли на семиметровую глубину, где и пролежали 75 лет, да ещё и имена большинства из них так и останутся неизвестны. Но БК-31 навсегда останется памятником нашим воинам.

-23
-24
-25
-26
-27

Наиболее повреждена у катера кормовая часть. Туда пришлось прямое попадание снаряда или мины. К слову, именно в кормовой части нашли 7 из 11 тел погибших. Попаданием снаряда был уничтожен один из двух двигателей, борт был просто изрешечён осколками. После такого попадания шансов выжить у БК-31 уже не было.

-28
-29
-30
-31

Второй двигатель уцелел, хотя и получил повреждения. Сегодня он находится рядом с бронекатером вместе с механизмом реверса винтов. Кстати, благодаря мощи двигателей, бронекатера могли развивать скорость в 60 км/ч, что делало их трудной мишенью. Со слов Дмитрия Зимина ни один катер не был уничтожен во время движения на полной скорости. Их уничтожали либо во время стоянки, либо во время движения на малом ходу.

Один из двух дизелей БК-31
Один из двух дизелей БК-31
Один из двух дизелей БК-31
Один из двух дизелей БК-31
Один из двух дизелей БК-31
Один из двух дизелей БК-31
Механизм реверса винтов
Механизм реверса винтов
Механизм реверса винтов
Механизм реверса винтов

Бронекатер стоит среди конструкции, которая имитирует волны. Эта конструкция имеет декоративную подсветку.

-37
-38

За чистотой вокруг следят два робота-пылесоса. Благодаря надписям на корпусе их имена нам известны:

-39
-40

По окончании экскурсии мы вышли на свежий воздух. Павильон с бронекатером красиво подсвечивался, фонтан неподалёку переливался всеми цветами радуги, с Волги дул приятный прохладный ветер.

-41
-42
-43

Всё-таки контраст удивляет. С улицы бронекатер смотрится иначе. Не так трагично что ли. Другие ощущения, не знаю как описать, но они не такие, как были внутри павильона. Чтобы проникнуться всей глубиной трагедии БК-31, нужно побывать внутри павильона, услышать рассказ Дмитрия Зимина и увидеть бронекатер не по ту сторону стекла, а на расстоянии вытянутой руки. Я бы рекомендовал всем посетить данную экскурсию.

Ещё статьи на похожую тематику

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь