В канун крупнейшего образовательного события лета – Всероссийского форума работников дошкольного образования «Ориентиры детства 4.0», который стартует 22 августа, – в ТАСС прошла пресс-конференция, на которой ведущие эксперты в области дошкольного образования поделились актуальными исследованиями на тему дошкольного детства, обсудили тенденции развития и насущные проблемы, достижения и требующие решения задачи, а организаторы рассказали о новых форматах и фокусах внимания, заложенных в программу дошкольного форума.
Интересную аналитику представила аудитории Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным коммуникациям в сфере образования, заложив конструктивную основу для дискуссии. В действующем Законе «Об образовании», принятом в 2012 году, дошкольное образование впервые было определено как начальная образовательная ступень. Благодаря тому закону и реализации национального проекта «Демография» прошла массовая реконструкция действующих и строительство новых детских садов. Однако, как отметила спикер, был период, когда в стремлении сократить очереди в детские сады практически повсеместно сократились ясельные группы, но сейчас ситуация выровнялась и, по опоросу родителей, практически все желающие отдать ребенка в детский сад не испытывают никаких трудностей. При этом средний возраст детей, поступающих в ДОО, составляет два с половиной года.
Экспертное заключение Л.Н.Духаниной: «…у нас очень богатые научно-методологические разработки, осталось только, где необходимо, создать материально-техническое условия». И, конечно, уделять большое внимание кадровой подготовке специалистов для современного детского сада. Спикер призвала всех педагогов принять участие в Форуме, где эти и другие важные вопросы будут представлены в более широком и разноплановом формате.
Председатель Оргкомитета форума ректор Международной педагогической академии дошкольного образования профессор Николай Веракса отметил, что в России имеются мощные традиции по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, есть понимание, как воспитывать ребенка и как передавать ему базовые ценности, однако современной системе образования не хватает лонгитюдных исследований.
Профессор отметил, что в настоящее время значительно увеличивается интерес родителей к системе дошкольного образования, и, идя навстречу этой тенденции, необходимо укреплять институт просвещения родительства.
«Взрослые получаются из детей», – такими словами начала свое выступление Ирина Винер, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, Президент всероссийской федерации художественной гимнастики, доктор педагогических наук, профессор. Спикер подчеркнула, что инвестиции в детей, в их развитие и образование с раннего возраста, – это инвестиции в нашу жизнь, и что сегодня, когда растет тревожная статистика о снижении количества здоровых детей, особую важность имеет Поручение Президента РФ по созданию Центров раннего физического развития детей в России. Этой работе Ирина Александровна уделяет большое внимание и призывает всех, от кого зависит выполнение поставленных президентом задач, сконцентрировать на них свое внимание: «Новое поколение должно быть не только умным, но и здоровым».
Одним из важнейших итогов этой работы стало принятие решения, что с нового учебного года спортивные тренеры будут считаться полноценными педагогическими работниками, это же будет касаться и инструкторов по физкультуре в детских садах. И.А. Винер поделилась еще одной радостью: первый центр раннего физического развития детей открывается в г.Краснодар 1 сентября.
Ободрительную реакцию спикеров на это сообщение подчеркнуло неформатное событие в рамках делового заседания: от лица организаторов форума Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева вручила Ирине Винер букет, и поздравила с недавним юбилеем и поблагодарила за огромные усилия и большой вклад в здоровье наших детей и в историю российского спорта.
Научные исследования – это основа для формирования политики образования и принятия значимых решений на государственном уровне. Ведущий советник аналитического центра при правительстве РФ, заместитель директора департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Инна Каракчиева отметила в своем выступлении, что треть педагогического состава страны – это работники системы дошкольного образования. Причем это самая активная часть педагогического сообщества с четкой гражданской позицией. В силу раннего участия в формировании личности ребенка роль педагога имеет особенное значение, ведь именно воспитатели и педагоги ДО являются хранителями ценностей, которые накапливались десятилетиями и столетиями, и именно они передают их детям.
Инна Викторовна отметила, что сейчас, когда идет формирование новой концепции дошкольного образования, научные исследования важны и востребованы как никогда, и они значительно отличаются по содержанию. По словам эксперта, «в настоящий момент мы фиксируем развитие новой научной школы, исследования в рамках которые основаны на взаимодействии с нейронауками».
Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Э.М. Дорофеева рассказала, что сама идеология форума «Ориентиры детства 4.0», сформулированная в 2018 году, не меняет своего содержания и смысла. Форум призван стать конструктивным, доброжелательным, эффективным диалогом работников дошкольного образования друг с другом и с властью. «Этот форум нужен для того, чтобы воспитатели знали, что их мнение важно», – подчеркнула Эльфия Дорофеева. Она также привела цифру, которая не требует дополнительных комментариев: в этом году на Форум уже зарегистрировались около 12000 человек.
Эльфия Минимулловна приоткрыла завесу тайны и рассказала, что в этом году впервые пройдет награждение в номинации «Звезды дошкольного образования»; будет необычный брифинг с участием победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» и другие яркие события. И что форум ждет всех желающих: регистрация продолжается на сайте форума.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».