Люди обожают все раскладывать по полочкам и распределять по ранжирам. Писателей, например, принято делить по рядам - первый, второй, третий... Четвертому приготовиться. Нередко приходится слышать: "автор имярек писатель далекого не первого ряда", а вот дальнейшее распределение зависит от душевной щедрости распределяющего. При этом предполагается, что распределяющий совершенно объективен и не предубежден. Ну что ж, я тоже по своему объективен и не предубежден, и потому попытаюсь отыскать место в этих рядах писателю-фантасту, о котором в этой статье пойдет речь.
Каждый писатель самоучка, даже тот, кто окончил профильный факультет или ВУЗ. Утверждаю это, как человек такое заведение окончивший и преподававший на писательских курсах. В институте или на курсах можно научиться только каким-то базовым навыкам литературной работы, а все остальное образование можно получить лишь читая книги других и сочиняя (бесконечно их переписывая) собственные. Это почти не зависит от уровня литературного дара, но очень даже зависит от усидчивости и способности видеть недостатки своего текста. И в зависимости от сложившихся жизненных обстоятельств - у писателя на такую учебу может быть отпущено довольно много времени или наоборот - очень мало.
Георгию Сергеевичу Мартынову судьба отпустила на литературное творчество чуть более двадцати лет. Правда, нам неизвестно сколько времени заняла у него подготовка к созданию первого произведения? Возможно - все предшествующие годы. Родился будущий писатель в 1906 году в семье инженера-железнодорожника. Когда родители разошлись, четырнадцатилетний подросток пошел работать на железную дорогу. В 1927 году семья Мартыновых переехала из Житомира в Ленинград, где Георгий поступил в школу военных сообщений, откуда был отчислен из-за потери восьмидесяти процентов слуха.
Глухота не помешала ему окончить Всесоюзный заочный политехнический институт. С 1931 года Мартынов работал на заводе резиновых технических изделий, знаменитом "Красном треугольнике" откуда в сентябре 1941 ушел на фронт. В 1945 демобилизовался, вернулся на завод, где и проработал до выхода на пенсию в 1955. За свою жизнь коммунист Георгий Сергеевич Мартынов (член ВКП(б) с 1941 года) прошел долгий трудовой путь от рабочего до главного инженера. От многих других советских граждан с похожей биографией, его отличало то, что уже в 1951 году на его домашнем письменном столе лежала рукопись научно-фантастического романа, который мог бы изменить историю советской фантастики, если бы тогда же был опубликован.
Увы, эта честь выпала книге другого писателя, а именно - "Туманности Андромеды" (1957) Ивана Ефремова. Тогда как роман Георгия Мартынова "Гость из бездны" увидел свет лишь одиннадцать лет спустя после написания. Для любого другого писателя такое отставание от эпохи могло бы обернуться самой страшной писательской бедой - невниманием читателей, но Георгий Сергеевич избежал этого. Своих главных конкурентов Ивана Антоновича Ефремова, Александра Петровича Казанцева и молодых и дерзких Братьев Стругацких, он поначалу обставил в нише приключенческой фантастики, в 1955 году опубликовав повесть "220 дней на звездолете". К моменту выхода этого произведения советских НФ-книг о полете на Марс можно было по пальцам одной руки пересчитать.
Не давая коллегам опомниться, он публикует в 1957 году повесть "Каллисто" о первом контакте советских людей с пришельцами из иной планетной системы. Заметьте, что Ефремов в "Туманности..." этот контакт - эру встретившихся рук - только пообещал, а Георгий Сергеевич не только показал его, но и сделал участником оного своих современников. Посмотрим, что произойдет дальше. Одновременно с повестью Александра Казанцева "Планета бурь" выходит повесть Мартынова "Сестра Земли". И несмотря на то, что в обоих произведениях планета Венера выглядит схожим образом, каждый из писателей сумел сделать ее не фоном, а полноценным местом действия, с тщательно выписанными пейзажами и декорациями, необходимыми для создания интересного НФ-произведения.
Сравнительно молодой писатель Мартынов не только не отстал от мэтра, но и опередил его по части насыщенности событиями. Например, у Казанцева контакт с разумными обитателями Венеры лишь обещание, а у Георгия Сергеевича - свершившийся факт. В 1960-м выходит сразу две книги Мартынова - продолжение повести "Каллисто", под названием "Каллистяне" и трилогия "Звездоплаватели", куда помимо повестей "220 дней в звездолете" и "Сестра Земли", вошла повесть "Наследство фаэтонцев". Напомним, что роман Александра Казанцева "Фаэты", был опубликован только через одиннадцать лет. То есть эту тему Георгий Сергеевич застолбил раньше.
Повесть "Каллистяне" тоже довольно необычна для советской фантастики. Группа советских людей, живущих в одно время с первыми читателями книги, отправляется на корабле каллистян на родную планету последних. Людям и сам перелет и пребывание на Каллисто дается не так уж и легко, но они рады своими глазами увидеть значительно продвинувшуюся по пути развития инопланетную коммунистическую цивилизацию. Ни Ефремов, ни Казанцев, ни Стругацкие не рискнули на такой литературный эксперимент. На фоне этих успехов, публикация в 1962 году романа "Гость из бездны" уже выглядит излишней роскошью.
Образ коммунистического завтра, созданный Мартыновым, отличается и от Эры Великого Кольца Ефремова, и от Полудня Стругацких, чья программная утопия "Возвращение. Полдень, 22 век" вышла одновременно с романом Мартынова, и от мира, явленного в романе Казанцева "Сильнее времени", вышедшем в 1973-м. Однако Георгий Сергеевич и не думает почивать на лаврах, продолжая экспериментировать с сюжетами. В 1966 году выходит роман "Спираль времени", сюжет которого пронизывает разные эпохи, связывая ХХ век как с далеким прошлым, так и с будущим. Ничего подобного другие советские фантасты тогда предложить не могли.
Еще в 1963 году выходит первая редакция романа "Гианэя". Мартынов снова погружает читателя в мир светлого коммунистического будущего, но на этот раз мы видим его глазами инопланетянки - прекрасной Гийанейи, которую земляне для удобства стали называть Гианэя. Девушку обнаружили земные космонавты на борту инопланетного звездолета, который прибыл в Солнечную систему с враждебными намерениями. Писатель опровергает концепцию Ивана Ефремова, что высокоразвитая космическая цивилизация может быть лишь коммунистической. Ведь в родном мире Гианэи царит рабовладельческий строй.
Надменной инопланетной красавице трудно сжиться с совершенно иным укладом, сложившимся на Земле, но она постепенно начинает оттаивать. Однако в этот процесс вмешивается случай. С одной из планет, чьи обитатели были порабощены соплеменниками Гианэи, прибывает корабль с четырьмя бывшими рабами на борту. От них девушка узнает, что там случилось восстание рабов и ее близкие были убиты. Гианэя впадает в тяжелую депрессию и пытается покончить с собой. Читатели были недовольны таким финалом, хотя девушка и осталась жива, и в 1971 году выходит переработанный вариант романа, согласно которому Гианэю удалось исцелить от депрессии и она улетает на планету рабов, чтобы похоронить останки своих близких.
В своих последних произведениях, Георгий Сергеевич вновь возвращается в ХХ век. В приключенческой повести, с элементами фантастики "Кто же он?" (1971) Мартынов затрагивает тему минувшей войны. В гостиничном номере находят труп бывшего героя-партизана. По всем признакам - ветеран застрелился, но почему? Фантастический детектив был редким гостем в советской литературе, так что и здесь писатель оказался далеко не в последних рядах. Повесть "Совсем рядом" (1973) снова затрагивает тему контакта и явно вдохновлена писательскими посиделками, которые устраивали ленинградские фантасты в шестидесятых- семидесятых. Финальным аккордом в творчестве Георгия Сергеевича стала повесть "Сто одиннадцатый. Хроника Н...ских событий", впервые опубликованная в 1976 под названием "Незримый мост".
Надо сказать, что Мартынов в своем творчестве всегда ориентировался на любознательных подростков и молодежь. Вот и "Сто одиннадцатый" был им написан таким образом, чтобы заинтересовать именно эту аудиторию. Во всяком случае, когда я впервые прочел эту повесть, а было мне то ли тринадцать, то ли уже пятнадцать, я воспринял ее с некоторой снисходительностью, понимая, что уже слегка вырос из такого чтения, но скучным оно мне не показалось. Помню, что таинственные события в провинциальном городке, такие как внезапное появление кота и исчезновение маленькой девочки, поддерживали желание узнать, что там будет дальше?
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что Георгий Сергеевич Мартынов по глубине и смелости воображения, умению строить увлекательные сюжеты и создавать полнокровные вымышленные миры отнюдь не уступает своим более сановитым современникам. На мой взгляд, он был, если не идеальным, то близким к тому, автором фантастических произведений своего времени. Довольно поздний, в сорок пять лет, старт творческой карьеры оказался весьма успешным и плодотворным, особенно, если учесть, что шел этот писатель отнюдь не проторенными путями. Возможно Мартынова нельзя отнести к писателям первого ряда, но и во второй - поставить тоже было бы несправедливо. Он талантливый самоучка, прославившийся пусть немного наивными, особенно по нынешнему циничному времени, но яркими и незабываемыми книгами.