Одно из направлений моей деятельности - предоставление виртуальных серверов клиентам, под их различные нужды: web-сервер, почтовый сервер, RDP-сервер и т.д. Одним из мест, где я размещаю (а точнее размещал) физические сервера, являлся дата-центр Selectel в Ленинградской области в пгт. Невская Дубровка. Там стоял двухпроцессорный двухюнитовый сервер с 128Гб ОЗУ. На нем крутится гипервизор ESXi VMware и было 4 виртуальных сервера, которые я сдавал в аренду различным компаниям. Все работало как часики.
И вот 12 марта 2021 года, я нахожусь на строительной площадке одной из компаний, которую я обслуживаю по IT (это еще одно направление моей деятельности). И мне звонит сначала один клиент - нас выкинуло из RDP-сессии и больше не подключиться. Через 10 минут - звонит еще один - лег на Web-сервер. И параллельно пробивается еще звонок, так же от клиента, который арендовал у меня виртуальный сервер в дата-центре Selectel. Беру ноут - пробую подключиться к web-морде VMware - не получается. Я понимаю что что-то не так с железом, звоню в техподдержку дата-центра и прошу перезагрузить мой сервер по питанию. В ответ «подождите минутку - проверю». Через 10 минут ожидания получаю ответ: «Ваш сервер был изъят оперативно-розыскным отделом Смоленской таможни в ходе оперативно-розыскного мероприятия». Сказать что я был в шоке - значит ничего не сказать!
Что я получил в итоге: нахожусь в 100 км от Питера, 4 компании обрывают мне телефон и просят наладить работу их виртуальных серверов, мой сервер уехал из Питера в Тверь со всеми данными (и о неразумный - я на тот момент еще не успел настроить бэкапы, хотя это надо было сделать в первую очередь), никаких документов об изъятии у меня нет и куда звонить с кого спрашивать я тоже не знаю.
Вернувшись в СПб я первым делом отправился в центральный офис дата-центра и попросил пояснить ситуацию. Внутрь меня не пустили, спустился начальник службы безопасности и сказал что приехали ребята в камуфляже с автоматами, показали корочки и попросили проследовать с ними в место расположение сервера (пгт. Невская Дубровка). Там соответственно изъяли мои железки и увезли в Тверь. На просьбу сделать мне копию протокола изъятия - поступил ответ: «Только по официальному запросу». Время - пятница 16-30. Пока я добрался до своего офиса, напечатал официальный запрос, отсканировал и отправил по e-mail в дата-центр - рабочий день подошел к концу.
Понедельник. Ближе к обеду - получил официальный ответ от Selectel об изъятии моего оборудования и сканы протокола изъятия. Появилась информация куда обращаться. После 5-и минутного разговора с сотрудником таможни, кто проводил изъятие стало ясно по душу чьей компании пришли «изыматели» и что лично ко мне - нет никаких претензий. Ну и к другим компаниям тоже, вот только вся их информация и рабочие места оказались запертыми в таможне в Твери. Но, мне удалось договориться, что данные мне перепишут на накопитель, который я должен им привезти в Москву! Почему в Москву? Оказалось что в Твери нет таких специалистов, которые бы могли получить все необходимые данные с сервера. Мне ничего не оставалось как купить диск на 4Тб (по моим подсчетам места должно было хватить), сфотографировать серийник и отправить в таможню (так они попросили, чтобы подготовить акт приема-передачи), купить билеты на Сапсан и во вторник отправиться по указанному адресу. Это оказалось Центральное таможенное управление Москвы.
Вторник. Около 15-00 я добрался до пункта назначения. Внутрь меня не пустили, рядом стоял синий Hunday Sonata. Меня пригласили внутрь, я передал диск, подписал акты. Какие мне необходимы в первую очередь данные - я написал. Диск с данными обещали вернуть в четверг (объясняя это тем что спецу необходимо время, чтобы открыть сервер и скачать данные и что объем там немаленький). В тот же день, сопровождаемый звонками недовольных клиентов (у них ничего не работало) - я вернулся в Питер.
Среда прошла в томительном ожидании, билеты на четверг уже куплены. Предварительно созвонившись с «изымателем» и договорившись на 14-00 у того же здания таможни я немного успокоился и взял обратный билет на 18-15. 4 часа должно было на все хватить.
Четверг. Подъехал на тоже место к зданию таможни. Синий Hunday стоял на том же месте. Я сел. Представитель Тверской таможни сказал что данные еще копируются и он меня слегка допросит. Завал кучу вопросов - зачем мне сервер, чем я занимаюсь, кому сдаю в аренду мощности, где живу, с кем и сколько у меня детей и еще кучу вопросов - не относящихся к делу. Потом вообще перешел на обсуждение брэндовых шмоток и мягко клонил к тому, что у него маленькая зарплата (я подумал что сейчас разговор перейдет в плоскость «а не дадите ли вы мне взятку за возвращение сервера», но я сделал вид что намек не понял). А тем временем прошло полтора часа - а данных все не было. Представитель периодически звонил спецу и тот отвечал что вот вот закончится копирование. А время шло и шло. В 17-30 я понял что на поезд я у же не успею. Диск вынесли в 18-45. Чтобы убедиться в нужном мне содержимом - я взял с собой адаптер для 3.5'' диска, аккумулятор на 12В, т.к. в чужой машине некуда его включить (да и не знал я будет-ли передача в машине, могли просто на улице передать) и ноутбук. Я все запустил - данные оказались на месте. Подписал протокол допроса (потом проконсультировался у адвоката - он сказал что это все фигня и силы он юридической не имеет, т.к. был составлен при странных обстоятельствах и можно было сказать что показания были получены под давлением), подписал акт передачи диска и отправился на вокзал.
На вокзале перекусил, параллельно помониторил билеты на Сапсан. Оказалось что их нет. И я уже собрался покупать билет на ночной поезд (чего я очень не люблю), как вдруг сел ноут. Пришлось побегать - поискать розетку, загрузил ноут и еще разок посмотрел билеты на Сапсан - и о чудо, кто-то отказался и мне удалось «выхватить» билет на поезд который отходил через 20 минут. Я успел и через 4 часа был в Питере.
Следующую неделю я потратил на покупку нового сервера, развертывание виртуальных машин для клиентов, восстановление данных и извинения за предоставленные неудобства.
В следующей статье я расскажу - как мне удалось вернуть мое «железо».