Найти тему
Муромлянка

История жизни.

Глава 10

Вдруг в декабре месяце я получаю повестку с горвоенкомата явиться со всеми вещами для службы в Сов. Армии.

Вот тут-то и начался сыр-бор в доме моей тещи, говорили, что они допустили роковую ошибку, намекали о расторжении нашей договоренности, мои родители молчали. У меня на сердце и в душе было тяжко, места не находил, однако почему-то верил, что все кончится хорошо и благополучно, свадьба состоится.

В военкомат меня повез братка — Кузьма, выехали рано, поехала со мной и Лена. За давностью времени я сейчас не помню, но мы к назначенному времени опоздали, допризывников уже отправили по назначению. Я полагал, что меня будут ругать за опоздание, но нет, все обошлось благополучно. Капитан Снегирев пригласил меня к себе в кабинет, спросил о моем образовании, здоровье затем спрашивает, есть ли у меня желание поехать учиться на летчика? Я с большой радостью в душе ответил: «Да». Тогда он мне говорит: «Езжай домой и где-то весной жди повестку в авиационное училище». В деревне, кто был рад этой новости, а кто и не рад, во всяком случае, свадьба состоялась в назначенный срок. Лена стала моей женой и жить перешла в наш дом, однако наш брак был не зарегистрирован, т. к. ко дню свадьбы Елене еще не было восемнадцати лет.

В апреле 1941 года я уехал учиться в летную школу Гражданского Воздушного флота гор. Арзамас.

Учился прилежно, хорошо, и был так рад, что сбылась моя давняя мечта стать летчиком. Сначала мы занимались теорией полетов и материальной частью самолета ПО-2 или У-2 (По — это констр-р Поликарпов, У-2 — учебный 2-х местный 2-е управление), в народе его называют кукурузником. На нем мы выполняли все фигуры высшего пилотажа. Жили мы в 2-х этажном доме в центре города. Самым важным событием в моей жизни — резко изменился режим жизни вообще, в первую очередь, относится к режиму работы и питания. Занимались спортом, а, главное, кормили нас, как подобает летному составу, очень хорошо. Кроме всего этого, платили ежемесячно двадцать рублей стипендию, 15 из которых я высылал домой, зная о том, что как плохо жили мои родители и моя жена — Елена Федоровна.

Дело, как говорится в народе, шло хорошо. Мечтали мы, все курсанты, стать летчиками гражданского воздушного флота. В мае 1941 года, после окончания теоретических занятий и наступлений тепла, нас перебазировали на аэродром в семи километрах от города, в палаточный городок для прохождения практических полетов на самолете ПО-2. Практические полеты на вождение самолета (пилотированию) у меня получались очень хорошо. Мой инструктор Титаренков мне говорил, что тебе (мне) было бы лучше стать военным летчиком-истребителем.

Однако история жизни не дала мне возможностей стать летчиком Г.В.Ф. и не военным. Об этом я расскажу ниже более подробно.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война нашего советского народа против фашистской Германии. Нас, курсантов гражданской авиации, быстро стали готовить к выпуску и направлению в военные авиационные училища. С начала военных действий ко мне в Арзамас — в лагерь приехала Елена Федоровна — жена. Я этого свидания не ожидал, но коль приехала, сходили в ближнюю отаэродрома деревню Охлопково и сняли там квартиру (в которой мы прожили одну неделю — это замечательное время молодости).

Затем быстрыми темпами нас, курсантов, выпустили летчиками ПО-2. Учитывая военную обстановку и важность летчиков, нас всех отправили в гор. Таганрог — в военное авиационное училище имени Чкалова.

В августе месяце 1941 года мы были уже в Таганроге в расположении авиационного училища. Сам город Таганрог зеленый и привлекательный город, родина А. П. Чехова, лиман (залив) олицетворение города, климат мягкий.

В этом училище мы, курсанты, освоили переходный-учебный самолет Р-5 и начали летать на скоростном бомбардировщике СБ. Но окончательно практически освоить мы его не успели, т. к. немцы были в 3-х километрах от города, когда поступила команда из Москвы об эвакуации училища.

Надо отметить, что приказ об эвакуации поступил поздно, эвакуировать было нечего. Учебные самолеты, аэродром и корпуса училища были сожжены и сильно разрушены. Нас, курсантов, неоднократно с самолетов обстреливали, когда вечером мы ходили на ужин в столовую из палаточного городка в расположение училища, были даже незначительные жертвы среди курсантов в тот период времени. Ходили слухи, что начальник училища был немецким шпионом и намеревался сдать фашистам весь личный состав и стрелял из ракетницы в сторону поражаемых целей с самолета. Так ли это было в действительности, точно так и не узнал.

Эти слухи, я, в какой-то степени поддерживаю, почему? Потому, что сам факт эвакуации личного состава проходил безобразно, неорганизованно.

Это было где-то в конце октября месяца 1941 года, когда к училищу был подан состав для эвакуации личного состава, вагонов в составе было явно недостаточно, офицеры стремились быстрее посадить своих жен с детьми, курсанты были брошены на произвол. Первые сели в вагон, а кто прибежал позднее, мест уже не было. Мне пришлось до Ростова (60 км) ехать на мотоцикле с офицером-холостяком. Далее в Ростове сформировали другой состав, и мы тронулись в направлении Кавказа города Баку, но куда конкретно мы ехали, никто из курсантов не знал, это держалось в секрете. Пока мы ехали до Баку, наш эшелон трижды бомбили немецкие самолеты, однако все обошлось благополучно, прямого попадания в эшелон не было, но железно- дорожный путь выводился из строя, долгое время приходилось стоять, пока не отремонтируют путь.

До Баку мы ехали примерно неделю, там нас пересадили на огромный корабль (каких я до этого не видел) и поехали через Каспийское море в гор. Красноводск, небольшой красивый зеленый городок, где были замучены 26-ть бакинских комиссаров, мы там ходили в музей и видели их камеры, где они содержались.

Каспийское море, казалось бы, и небольшое, но коварное, спокойным оно бывает очень редко. Когда мы плыли, оно было как раз неспокойным, большинство пассажиров так сильно

травило, что некоторые теряли сознание и падали, сильно ушибаясь. Не то я был тощенький и выносливый, меня это дело не коснулось.

Далее нас снова посадили в железнодорожный эшелон и поехали через всю Среднюю Азию, всех городов я сейчас не помню, но много городов мы проехали, в моей памяти остались: Ташкент, Алма-Ата, Новосибирск, Омск, где была наша конечная остановка, это ст. Марьяновка. В поселке нас расквартировали, временно, в клубе и школе. Рядом был аэродром и корпуса авиационного училища, в котором готовили летчиков-бомбардировщиков. Ни жилья, ни самолетов для нас курсантов, не было, основным занятием была теоретическая авиационная подготовка и изучение уставов Советской армии.