Знаете, почему я не очень люблю смотреть прокаты юниоров? Потому, что там и с пластикой, и с эмоциями бывает всё сложно. Можно по пальцам пересчитать тех, кто справляется и с тем, и с другим. Просто это особенности возраста. И если с пластичностью и танцевальностью ещё можно работать, выводить талантливых ребят на высокий уровень, то с эмоциями уже сложнее.
Эмоциональность человека – это почти такое же качество, как одарённость чем-то. И если кто-то с детства хорошо, например, рисует или поёт, то другому это надо в себе развивать для достижения результата, а третьему, хоть заразвивайся, высокого уровня не достичь. Так же и с эмоциями, и с их выражением. Кто-то от природы "итальянец", а кто-то "норвежец", а кто-то посередине. Но для артистов, а фигуристы, представляющие свои программы, тоже в какой-то мере артисты, важна ещё и эмпатия. Это умение понимать чувства других. Ведь чтобы передавать эмоции, надо их понимать. И вот тут уже в дело вступает возраст.
Чем человек старше, тем больше он может понимать чувства других людей, тем он эмпатичнее. Конечно, есть такие закоренелые эгоисты, которые не прокачивают уровень эмпатии ни с возрастом, ни с жизненными обстоятельствами. Но большинство нормальных людей всё-таки с возрастом и с жизненным опытом эту способность приобретают.
Дети же, в большинстве своём, эгоистичны от природы. В нормальных семьях с нормальным воспитанием это качество нивелируется. Но и полностью лишать эгоизма человека нельзя, иначе это будет не личность, а кисель. Всё хорошо в меру. И у спортсменов этот эгоизм присутствует в достаточной степени, без него не будет стремления к высотам, не будет того самого чемпионского характера, не будет достижений.
К тому же, жизненный опыт спортсменов, стремящихся к большим достижениям несколько ограничен, т.к. в их жизни очень много спорта. Это не хорошо, не плохо, это просто факт. Ну, и ещё один факт, что нынешние спортсмены являются членами достаточно обеспеченных семей, могущих себе позволить такой дорогой вид спорта, а значит, эти семьи уж никак не асоциальны.
И вот исходя из всего этого становится понятно, что эти ребята в силу многих причин ещё не могут прочувствовать и тем более передать сложные взрослые психологические образы. Ну какой там "Чёрный человек"? Что этот ребёнок может знать про ту боль и одиночество, которую пытаются на него поставить тренеры? Какая несчастная любовь, если этим ребятам и влюбляться-то особо некогда? И не дай Бог, если их эта любовь, хоть несчастная, хоть счастливая, в этом возрасте накроет, это ж сразу коньки на гвоздь. Да и зачем в ещё по сути детях, пробуждать эти чувства?
Лариса Урусова, тренер Макара Пузина и Вики Морозовой, сказала в интервью: "В каждой новой программе спортсмен должен расти. Усложняться, глубже, эмоциональнее показывать образы." Ребятушки, взрослость с трагизмом и сложность – это не одно и то же. Ладно ещё Вика, она хотя бы внешне выглядит взрослее, на ней эти программы более-менее нормально "сидят". Но Макар, пацан совсем, ему-то это зачем ставить? Для усложнения передачи образа можно найти другие способы и подходы.
Например, Антон Шулепов из команды Давыденко о программе Димы Шелковникова: "Замысел в том, что Дима попробует раскрыть четыре разных образа, от безликой марионетки до человека противоречивого, доброго, злого – разного… Все это отражено в музыке. Она звучит то вдохновляюще, то агрессивно, то нежно, и каждый музыкальный переход – это переход от одного элемента к следующему." Вот это, действительно, уровень усложнения для подростка: безликий, добрый, злой – это всё подростку понятно, это он может изобразить, к тому же в одной программе сразу четыре разных образа – это сложность. И главное, что это всё на подростке будет смотреться нормально.
Не только Урусова грешит слишком взрослыми для подростков программами, на этих прокатах такого добра хватало. И если уж говорить об эмоциональной сложности, то для этого не обязательно брать трагизм. Вон Настя Марасанова показала уровень эмоциональной сложности! На самом деле держать улыбку весь прокат, заигрывать со зрителем, особенно когда в прокате не всё удалось, передавать игривое настроение, когда присутствует боль от падения – вот это уровень! Это сложно, Ника Жилина подтвердит.
А заламывать руки, хвататься руками за голову и крутить её, "трагически" махать руками или неумело изображать ладонями упор в стену – это не уровень эмоционального мастерства.
Знаете, что на тренингах предлагают начинающим артистам? Изобразить эмоции, например... стула. Или чайной ложечки. Или шкафа. Это тоже развивает эмоциональную выразительность. Нет, я не призываю катать программу "Стул" или "Шкаф")) Я хочу сказать, что можно ставить программы по возрасту, при этом развивая спортсмена эмоционально. А сложные взрослые программы на юниорах, особенно внешне не взрослых, выглядят так, как перестаравшиеся выпускницы, которые выглядят старше свои мам и учителей, прожжённее уличных девок.