Найти тему
Белов | Психология

ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА: чё делать-то????!

Оглавление

ДЛЯ СПАСАТЕЛЕЙ:

  • задай себе вопрос: «Просят ли меня о конкретной помощи?»
  • второе - запомни фразу от психотерапевтов на всю жизнь: «Не просят - не лезь!»
  • важный концепт про жертву в этом треугольнике: «Кому попало, жертва не будет изливать душу» Поняв это, сразу задай себе вопрос: «А почему именно мне изливают душу? Что от меня сейчас хотят?»
  • По сути, надо вернуть себя и другого человека, из эго-состояния Ребенка в состояние Взрослого.
  • Любой треугольник судьба отрабатывает детские травмы. Любой. 
  • Слово «Нет» и отказ, чтобы жертва не стала преследователем

ДЛЯ ЖЕРТВЫ:

  • Если в голове возникли мысли в духе «А почему я?», «Чем я-то виноват?», «Это несправедливо по отношению ко мне!», вы попали в состояние жертвы. 
  • Жертва ищет спасителя, чтобы поплакаться. 
  • Потом, спустя время, жертва становится недовольна спасителем и становится преследователем. 
  • Признаком жертвы является жалость к себе. Никто меня не любит. 
  • Чувство собственной беспомощности. 
  • Возникает чувство-заменитель: обида, вина, гнев. 
  • Подобные эмоции НЕАДЕКВАТНЫ ситуации и больше по длительности и интенсивности, чем обычные эмоции. 
  • Пассив - мир, люди, события что-то с вами делают, а вы как бы игрушка в их руках. 
  • Чтобы выйти, нужно остановить себя уже на моменте жалости к себе! Просто остановить!
  • Спросить себя: «В какую игру я играю и для чего?»
  • Не жаловаться кому-либо, потому что так уже будет 2!!!! игрока, а не 1. 
  • Не жаловаться нужно, чтобы не войти в игру, ПОТОМУ ЧТО ОНА МОЖЕТ ЗАТЯНУТСЯ НА ДНИ И НЕДЕЛИ!
  • Побейте подушку, пожалуйтесь ей полчасика, наговорите гадостей, выплесните эмоции. 30 минут, и всё в порядке, вместо того, чтобы закручивать себя и другого человека. 
  • По сути, все практики выхода из жертвы предполагают возвращение к позиции «Взрослого» из позиции «Ребенка». 
  • Используйте обратную связь от тела (не пользуясь психическими инструментами, а именно телесными): улыбнитесь, выпрямите спину, поприседайте, потянитесь, расправьте плечи. 
  • Ищите возможности для решения. Обычно, на этом этапе уже не нужно искать каких-то решений, потому что позиция жертвы испарилась, но всё же подумайте, как вы можете решить эту ситуацию, шаг за шагом. Начните внедрение. 
  • Меняйте подход из жертвы на личную, позитивную ответственность, когда вы во главе ситуации: не «Меня не любят», а «Я самостоятельно определяю, что значит для меня любовь»; не «Обо мне не заботятся», а «Я самостоятельно о себе забочусь так, как считаю нужным»

ДЛЯ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕЙ:

  • Так или иначе, все роли в треугольнике являются Жертвами. 
  • Преследователь думает, что «с такими, как он/она по-другому нельзя»
  • С преследователем, по факту, всё хорошо. И цели он исповедует правильные! НО ВОТ МЕТОД ИХ ВОПЛОЩЕНИЯ ВСЕГДА СТРАДАЕТ! 
  • Мол, достигнуть нужного результата можно и более гибкими методами, а выбирается заведомо ТОЛЬКО грубый и агрессивный, что неминуемо ведёт к обратной реакции. Потому что сила воздействия равна силе противодействия. 
  • Советы просты: контролируйте свои эмоции, избавляйтесь от навязчивого запаха навоза от нерешенных психологических проблем.
  • Да-да, агрессия (эмоция с негативным оттенком) преследователя возникает от психологических ДЕТСКИХ проблем, нерешенных тогда и нерешаемых сегодня. 
Меняются роли, поводы, но люди остаются прежними. Жертва получает сочувствие и помощь. Спасатель получает повышение самооценки. Преследователь получает возможностью проявить праведный гнев в социально-приемлимой ситуации. Все получают кучу эмоций, сбегая от повседневности. 

Минус, собственно, один - тратятся душевные и физические силы, которые можно было потратить на что-то более значимое. К тому же, приобретается ориентация не на решении проблемы, а на гневе, обиде, чувстве вины, стыда, агрессии, НО НЕ НА КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧЕ. 

Короче, если в 2-х словах - треугольник Жертва-Преследователь-Спасатель разрушает отношения, вместо того, чтобы их строить. 

А вы были в таком треугольнике? 

Решаю подробные задачи тут:

Коучинг