Найти тему
iluminary | лингвистика

Проблема эффективного проведения урока иностранного языка молодым преподавателем

В науке неоднократно поднимался вопрос о том, каким для себя видит процесс проведения урока иностранного языка начинающий учитель;
исследования сосредотачивались на учителе, его взглядах и опыте, его мыслях по отношению к недисциплинированности учеников и дали богатое описание разным факторам и ситуциям, с которыми приходится сталкиваться учителю во время урока, а также предлагают разные способы повышения эффективности ведения урока.

Пол Уодден и Шон МакГоверн ввели понятие отрицательного коэффициента участия для характеристики ситуации нарушения дисциплины на уроке и назвали примеры действий учеников, которые не способствуют эффективной работе в классе, например, разговоры, сон, нежелание говорить на изучаемом языке. Авторы пришли к выводу, что многих проблем можно избежать путем установления четких правил и принципов проведения урока.

Одно из исследований было направлено на выявление того, что чувствуют учителя иностранного языка в государственной колумбийской школе (учителя работали в школе только для проведения исследования), которая находилась в не самом благополучном районе города. В целом, результаты показали, что преподавание в классах такой школы очень непростое занятие: учителям приходится сталкиваться с многочисленными жалобами, спорами, разговорами, играми и замешательством. Большинство учителей заявили, что очень скоро их энтузиазм учиться новому и обучать закончился из-за поведения учеников, они чувствовали себя разочарованными, а их самооценка понижалась. Основной причиной подобных отрицательных чувств выступало то, что учитель не признается в качестве ведущей фигуры на занятии из-за молодого возраста и недостатка опыта. Вызовом для учителей становится и негативное отношение учеников к иностранному языку, а также очевидно низкий уровень владения им.

Другое исследование, которое проводилось в отношении начинающего учителя в Сингапуре, показало, что учитель проходит через некоторые стадии, начиная от идеализма, при котором он хочет тесно сотрудничать с учениками и привносить что-то новое в их жизни, до переживания состояния шока к концу первого семестра. Молодой учитель пытается выработать быстрые способы решения проблем с дисциплиной у учеников, а также найти общий язык с коллегами; он приходит к осознанию трудности работы учителя и задается вопросом, может ли он быть причиной некоторых из них. По истечении года учитель начинает лучше справляться со своей ролью.

В целом, ученые приходят к выводу, что учитель должен научиться ценить учеников как личностей и показать им, что они могут выйти за пределы того, что им сейчас доступно, научиться большему. Однако важно понимать и доносить то, что ученики также несут ответственность за создание необходимой для обучения атмосферы в классе.

Исследования показывают, что многие учителя, сталкивающиеся с отсутствием дисциплины на уроках, чаще стараются прибегать к вознаграждению, а не наказанию; однако в государственных школах учителя-женщины склонны чаще реагировать агрессивно на учеников в отличие от учителей-женщин частных школ.

Важно обратить внимание на то, чтобы учитель не перегружал себя той работой, которую должен выполнять ученик. Часто так бывает, что учитель берет на себя ответственность за то, что должен решить ученик, в результате это приводит к тому, что ученик не развивается, учеба ему кажется простой, а учитель чувствует выгорание. Подобная ситуация складывается тогда, когда учитель при ведении урока ставит ученика на центральное место.

Некоторые научные исследования смогли выявить различные стратегии, применение которых может помочь преподавателю иностранного языка снизить негативное воздействие некоторых проблем на процесс ведения урока по иностранному языку. К ним относятся: вовлечение учеников в разговор, включение в урок разнообразных заданий, поддержка внимания учеников, предоставление понятных разъяснений и инструкций, обеспечение постоянной занятости, планирование времени урока, невербальные подсказки, контроль за ситуацией и пр. Исследования подтверждают значимость работы над самооценкой учеников и честного взаимодействия с учениками со стороны учителя, что снижает агрессивность и способствует построению позитивной атмосферы на уроке.

В целом, нужно сказать, что ученые выдвигают разные предложения по повышению эффективности ведения урока, но нужно проявлять осторожность при выборе той или иной стратегии, не принимать быстрых решений и всегда внимательно изучать контекст конкретного учебного процесса.

Спасибо за прочтение и лайки:)