Найти тему

Юрий Готман: задачи современного строительства определяют для проектировщика новый, более высокий статус

В этом году Группа компаний «МАРКС» в очередной раз признана лидером строительного комплекса России по итогам XIX Всероссийского конкурса на лучшую проектно-изыскательскую организацию. За достижение вы­сокой эффективности по результатам деятельности в числе победителей отмечены сразу две организации в составе MARKS GROUP – это «МАРКС Инжиниринг» и «Подземпроект».

Сегодня более 800 специалистов Группы компаний объединяет много­летний опыт в области комплексного проектирования и свыше 200 реа­лизованных объектов в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске, Грозном и других крупных городах России. Об уникальных проектах и силь­ной команде, ключевой ответственности генерального проектировщика и фундаментальном подходе в проектировании, а также международном опыте сотрудничества и собственных разработках журналу «Строительная орбита» рассказал генеральный директор Юрий ГОТМАН.

– Юрий Альфредович, как из про­ектной команды создавалась группа компаний? Как формировался кол­лектив, и кто стоял у истоков?

– За 18 лет работы на строительном рынке мы успели вырасти в крупную проектно-инжиниринговую группу ком­паний со штатом более 800 специалистов широкого спектра – в области архитек­туры, проектирования и строительства. Сегодня это более 200 реализованных проектов различной сложности и бо­лее сотни в настоящее время находятся в работе. На данном этапе нам удалось не только сохранить опытных специ­алистов, среди которых немало докторов и кандидатов наук, но и собрать команду молодых профессионалов – амбици­озных, готовых развиваться и осваивать новое.

Фундамент для развития был заложен в компании «Под­земпроект», где я и многие мои коллеги выросли как специ­алисты и профессионалы. В 2005 году её основал директор ведущего российского института в области подземного строительства – НИИОСП имени Н.М. Герсеванова – доктор технических наук, профессор, академик Вячеслав Алек­сандрович Ильичёв. По сути, он дал нам путёвку в про­фессию, заложил научные традиции и сформулировал базовые подходы к работе.

Ключевой из них – относиться к проектной деятельности как к научному исследованию важного прикладного значе­ния. Накопленный опыт позволил нашей команде взять курс на комплексное проектирование объектов и территорий любой сложности в области промышленно-гражданского строительства и транспортной инфраструктуры.

-2

– Какие проекты, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на профессиональное становление MARKS GROUP?

– Заложенные научные традиции дали нам все основания и возможности браться за большие и сложные проекты. На старте это помогло успешно реализовать первый в истории Группы компании и важный для каждого из нас проект реконструкции Большого театра, а именно – подземной его части. Наши специалисты участвовали в масштабной стройке Алабяно-Балтийского тоннеля, проектировании высотного комплекса «Ахмат Тауэр» в Грозном, уникаль­ного Центра винного туризма в Крыму – список большой. В числе объектов генерального проектирования есть и во всех смыслах уникальные. Например, бальнеотера­певтический комплекс, спроектированный и построенный под Ялтой всего за пять месяцев. Там же, в Крыму, в партнёр­стве с итальянским архитектурным бюро Archea Associati мы реализовали ещё один знаковый проект – Центр винного туризма WINEPARK. Здесь передовые идеи выдающихся ар­хитекторов нашли воплощение в уникальных инженерных и конструктивных решениях наших специалистов. Они пред­ставлены почти в каждом квадратном метре «Винного пар­ка» – нового центра притяжения в регионе Крыма.

С точки зрения инженерии, архитектуры, конструктивных особенностей или в плане развития территорий какие-то отдельные проекты выделить сложно – каждый интересен по-своему. Полезным для нас стал опыт проектирования межтерминального перехода аэропорта Шереметьево – подземной транспортной системы, связавшей пассажир­ские потоки терминалов B и D. Помимо стадий рабочей и проектной документации наша команда выполняла мате­матическое моделирование строительства тоннеля непо­средственно под лётным полем. Благодаря этим расчётам и непрерывной системе мониторинга работа аэропорта в процессе строительства и подземной проходки тоннелей не прерывалась ни на минуту.

-3

– Какую долю в общем объёме ваших проектов за­нимают транспортные объекты, и что из этого сейчас в работе?

– На объекты транспортной инфраструктуры Москвы приходится 30% от общего числа наших проектов, заказчи­ком которых выступает город. Из недавнего мы, например, участвовали в проектировании важных объектов транспорт­ной инфраструктуры – станционных комплексов Большой кольцевой линии – «Нижегородская», «Мнёвники» и «На­родное Ополчение».

Совместно со специалистами Москомархитектуры мы спроектировали Шелепихинскую набережную от ЖК «Сердце столицы» до «Москва Сити», а также набережную Марка Шагала. Принимали участие в проектировании тоннеля под Павелецким направлением МЖД – это часть Юго-Вос­точной хорды. В настоящее время выступаем генеральным проектировщиком улично-дорожной сети современного жилого квартала в районе Рублёво-Архангельского.

Знаковым для MARKS GROUP стал проект 300-метрово­го велопешеходного моста через Яузу в рамках развития территории образовательного кластера МГТУ имени Бау­мана. Мы его спроектировали и разработали архитектур­ную концепцию. Ключевой элемент конструкции и главное украшение моста – смотровая площадка-амфитеатр над водой. Думаю, со временем она станет настоящим центром притяжения студенческого кампуса.

Работая над каждым объектом, мы стараемся «привязать» его к конкретной местности. Если до недавнего времени проектирование тех же мостов было преимущественно инженерной задачей, то сегодня мы активно привлека­ем к этому наших архитекторов. Сочетание инженерии, философии, архитектуры и эстетики даёт потрясающие результаты.

– У вашей команды богатый опыт международного сотрудничества. Над какими совместными проектами в Москве сегодня работает Группа компаний «МАРКС»?

– Первый и , пожалуй, самый масштабный на сегодняшний день объект генерального проектирования – это жилой комплекс «Бадаевский» – флагманский проект девело­пера Capital Group. Строящийся современный комплекс на набережной Тараса Шевченко с одновременной ком­плексной реставрацией объектов культурного наследия на территории Бадаевского завода уже завоевал мировое признание и вошел в топ-10 знаковых проектов Москвы. Наша задача – на 100% реализовать ключевые идеи ав­торского проекта, воплотить архитектурную концепцию швейцарского бюро Herzog & de Meuron и инженерные решения наших коллег из бюро «Апекс».

Важным объектом с точки зрения роста и развития на­шей Группы компаний стало генеральное проектирование жилого комплекса премиум-класса Prime Park от Optima Development. Концепция современного жилого квартала, созданная в тандеме британского бюро Dyer под руковод­ством Филипа Болла и миланского мастера Лаззаро Рабони из Raboni Architetti, определила новый стандарт качества жилья. Для нас это стало отличной возможностью пора­ботать в международной команде и получить бесценный опыт реализации лучших мировых практик в строительстве.

В настоящее время завершается строительство первой очереди премиального комплекса апартаментов SLAVA де­велопера MR Group. В проекте нового городского кластера в районе метро «Белорусская» реализована концепция «город в кармане», где апартаменты, офисы, рестораны и другие объекты инфраструктуры находятся под одной крышей, что для исторических районов Москвы большая редкость.

В числе недавних интересных проектов могу также назвать клубный дом на Космодамианской набережной от «ГАЛС-Девелопмент». В этом проекте нам удалось до­стичь баланса между исторической застройкой Замоскво­речья и современными архитектурными и инженерными решениями. Исторический фасад, который мы постарались сохранить максимально, взят за основу парадной части здания, выходящей к Москве-реке. Таким образом, объект органично вписался в исторический облик района.

-4

– Всесторонний, комплексный подход, о котором вы говорите, влияет как на результат, так и на весь процесс проектирования и строительства. Какая роль в этом отводится современному проектировщику?

– Занимаясь комплексным проектированием, каждый из нас одновременно и учёный, и инженер, и геотехник, и архитектор, и дизайнер. Поэтому проектировщик дол­жен владеть широким набором навыков и компетенций. Это позволяет разбираться в проекте от А до Я, понимать важность каждого принятого решения. Конечно, исходя из запросов и потребностей заказчика.

Здесь важна и творческая составляющая, которая на­страивает на поиск оптимального решения из множества возможных. Успех любого проекта заключается в глубоком погружении, вовлеченности всех участников процесса проектирования и умении каждого работать в команде.

Для нас, например, чем масштабнее и сложнее объект, тем лучше. Такие задачи в современном строительстве определяют для проектировщика новый, более высокий статус – не просто ответственного, а главного на стройке. Того, кто принимает решения и отвечает за результат.

– На чём сосредоточится ваша команда в ближайшей перспективе?

– Один из ключевых приоритетов ГК «МАРКС» – стать эталоном качества в сфере комплексного проектирования. В ближайших планах – создание более глубокой систе­мы контроля, вовлечение в процесс молодых професси­ональных кадров и повышение уровня проектирования на основе базовой технологии, которую мы используем в своей работе.

Перспективное направление – это совместная работа с городскими структурами, кто формирует облик города, планирует его развитие. У нас много прорывных идей, со­временных инструментов и готовых решений. Их вопло­щение будет способствовать появлению большего числа новых форматов комфортных и востребованных центров притяжения в городе. Цели для нашей команды учёных, инженеров и архитекторов амбициозные, но, я уверен, абсолютно достижимые.

Юрий Готман: задачи современного строительства определяют для проектировщика новый, более высокий статус