Найти тему
В поисках себя

Варнашрама дхарма, или четыре сословия

Лучше плохо выполнять свои обязанности,

 Чем в совершенстве выполнять чужие.

 Бхагавад-Гита

Варна с санскрита переводится, как цвет. В древние времена это слово указывало на профессию человека. В ведическом обществе все люди делились на четыре основных сословия, или варны. Это брахманы (ученые, учителя, священники), кшатрии (войны, правители, руководители, управляющие), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы, бизнесмены), шудры (класс рабочих). Если все общество взять за условный организм, то брахманы – это голова этого общества, кшатрии – руки, вайшьи – желудок, а шудры – это ноги этого организма. И сейчас все профессии, которые есть в этом мире, можно разделить на такие четыре группы.

Каждый класс занимался своим делом. Брахманы изучали знания и делились им с другими, кшатрии управляли обществом и защищали его, если возникала такая необходимость. Например, если шла война, то в ней участвовали только кшатрии, все остальные члены общества не принимали участия в боевых действиях. Вайшьи торговали, занимались организацией производства. А шудры занимались ручным трудом, производили вещи своими руками. Это был самый многочисленный класс общества, они служили трем предыдущим. Поэтому их можно соотнести с ногами общества - основой, на которой держатся все предыдущие.

Если в семье бережно хранятся традиции, то сыновья и внуки наследуют дух, присущий данному сословию. Так как раньше была чистота, соблюдались духовные традиции и принципы морали, то в семьях рождались продолжатели рода. Дети наследовали качества своих родителей. Позднее, когда стали нарушаться законы религии и люди начали пренебрегать своими обязанностями, в семьях стали появляться дети не соответствующие, по качествам своим родителям. Сейчас, когда нет никаких традиций, когда ежедневно нарушаются законы религии и морали, все перемешено, и можно сказать, что все общество это сплошной класс рабочих.

Но, несмотря на все вышесказанное, можно разглядеть качества, которые в большей степени проявлены в человеке. Вот этот, например, кшатрий по природе, бесстрашный, благородный и справедливый. А вот тот, по любому вайшья, хитроват, язык подвешен, может сделать деньги из воздуха, и вообще торговля это его.

Итак, давайте ознакомимся с качествами этих сословий, согласно священных писаний. В Бхагавад Гите есть четкие описания каждого из классов.

«Спокойствие, самообладание, готовность переносить лишения, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность –таковы качества, которые присущи брахманам, которые определяют их природу» Бхагавад Гита 18.42.

«Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой - все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга» Бхагавад Гита 18.43

«Земледелие, защита коров и торговля - таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр - заниматься физическим трудом и служить другим» Бхагавад Гита 18.44

Вот краткое описание всех четырех групп. Каждый класс важен во взаимодействии с другими. Они все дополняют друг друга. И истинная их ценность проявляется, когда они служат другим. Брахманам нужны те, которых они смогут учить. К этим людям обычно все обращаются за советом. Кшатриям нужны те, кого можно защищать. В них очень сильно проявлено чувство справедливости. Поэтому для них важно поддерживать порядок в обществе. Это хорошие администраторы, которым легко удается руководить людьми. В них очень сильно проявлены организаторские способности. Для класса торговцев важны те, кому он сможет продавать товары. Благодаря чему он сможет становиться богаче. Это прирожденные бизнесмены, которые могут делать деньги из воздуха. Шудрам же нужны те, которым они смогут служить руками. Ведь организовать что-либо для них проблематично, нужно что бы кто-то их организовал и задействовал. Ответственность они не любят брать на себя.

Каждый класс важен по своему. Нельзя сказать, что кто-то важнее. Нельзя сказать, что в организме рука важнее ноги. Для процветания целого, нужно взаимодействие всех в совокупности. И, как сказано выше, истинный смысл каждого класса общества расцветает, когда есть дух служения другим.

Если ты брахман, или ученый, и обладаешь знанием, то оно дано не для тебя, не для увеличения твоей гордыни. Оно дано для блага всех. Знание нужно для того, что бы ты бескорыстно делился им с другими, обучал людей, менял этот мир к лучшему.

Если ты кшатрий по природе, и обладаешь властью. То эта власть дана не для личного обогащения, не для удовлетворения личных потребностей и амбиций, не для преумножения твоей гордыни и увеличения эго. Эта власть дана, что бы ты смог позаботиться об окружающих людях. Президент страны является слугой каждого в государстве. И его долг сделать жизнь своего народа лучше. Сделать так, что бы в обществе преобладали нравственные законы и законы справедливости.

Вайшья обычно может зарабатывать много денег. И если ты прирожденный торговец, и имеешь много денег, то эти деньги даны тебе для блага всех. Строй школы и больницы, корми голодных, позаботься о детях и престарелых людях. Что бы быть богатым, нужно обладать качествами богатого человека. А если ты спрячешь накопленное, или будешь все тратить на себя, то есть вероятность, что высшие силы это все отнимут. Потому что не хватает квалификации быть богатым. И если посмотреть, то почти все богатейшие люди занимались благотворительностью. Эти деньги они тратили на развитие социальных и полезных проектов.

-2

Есть такой человек, пример абсолютной щедрости и скромности. Американец ирландского происхождения – Чарльз Фини. В молодости Фини участвовал в боевых действиях Корейской войны. Часть денег, полученные им в счет денежной компенсации солдатам на обучение, он частично потратил на открытие своего первого бизнеса. Он начал с нуля и стал миллиардером. Создал империю, стоимость которой оценивалась в семь с половиной миллиардов долларов. Имея такое огромное состояние Чак Фини всегда жил скромно. Носил часы за десять долларов, летал на обычных рейсовых самолетах. Он говорил, что: «Если нельзя забрать все деньги с собой, на тот свет, то почему бы не раздать их, контролируя процесс пожертвования и своими глазами наблюдать результат?» Он очень тщательно скрывал свою благотворительную деятельность, так как не хотел никаких почестей и славы.

И, лишь недавно, стало известно о его благотворительной деятельности. В журнале Форбс, за его скрытую деятельность, Чака однажды назвали Джеймсом Бондом филантропии. Он вкладывал свои деньги в образование, здравоохранение, на урегулирование этнополитического конфликта в Ирландии. Этот список можно еще продолжать очень долго. Более того, когда стало известно о его благотворительной деятельности, многие богатые бизнесмены, такие как Бил Гейтс и Уорен Баффет, вдохновились на создание благотворительных проектов по всему миру. Вот еще замечательные слова этого скромнейшего человека: «Не вижу причин, по которым можно отложить начало благотворительной деятельности, если можно уже сейчас добиться огромных результатов, поддерживая стоящие инициативы. Кроме того, гораздо веселее делать пожертвования при жизни, а не после смерти». Сейчас ему уже за восемьдесят. Чак Фини живет в скромной квартире в Сан-Франциско, напоминающей студенческое общежитие. И я подозреваю, что он не о чем не жалеет. 

Этот пример абсолютен, к какой жизни и, к какому сознанию, должен стремиться истинный вайшья. И я не призываю вас следовать ему. Но если человек обладает большими ресурсами, есть смысл задуматься над вопросами. На какие полезные цели и проекты я могу потратить часть своих сбережений. Как я смогу изменить окружающий мир к лучшему? Ведь всех денег с собой на тот свет не заберешь. Так не лучше, еще при жизни начать жертвовать на те вещи, в которых видишь смысл. И еще при жизни увидеть, как мир, благодаря тебе, изменяется к лучшему.

Шудра может хорошо работать руками. Значит, эти свои таланты он должен задействовать для служения другим. Когда в обществе будет царить дух служения, тогда будет настоящее процветание.

И если мы поймем, какой тип мышления и поведения, из этих четырех, ближе именно нам, то это очень сильно поможет нам с поиском своего предназначения. Остальное уже детали, ведь у нас появится общий вектор движения, в какой стороне следует искать.