Найти тему
Sayo_Karugi

О феномене "Взросления жанров" на примере жанра "Mahou Shoujo"

Взросление…уже от одного прочтения этого слова становится тяжело, не так ли? Да, взросление — это тяжело, ужасно не приятно, и будь возможность – никто бы не взрослел, позволив себе по дольше оставаться ребенком (и у одного летающего парня в зеленых штанах это даже получилось, не так ли?).
Современный человек получил возможность никогда не взрослеть, упрятав внутреннего ребенка за барьером под названием интернет и позволив тому беспрепятственно существовать и это, разумеется, замечательно….но от правды не скрыться. Все мы однажды взрослеем в той или иной степени, как бы кто этого не отрицал и, вместе с потребителем, взрослеет и то, что собственно потребляют.
Наши любимые истории, любимые персонажи или любимая музыка – все равно или поздно становится взрослее, и проявляется это по разному – что то становится «глубже», уделяя больше внимания внутренним переживаниям конкретного персонажа, кто то ставит во главу повествования современную ситуацию связанную с тем или иным явлением, иные же предпочитаю наоборот увеличивать масштабы рассматриваемой проблемы дабы охватить ее более глобальным образом…
«Жанры» историй взросление так же не обошло стороной и, как и те кто за ними наблюдали, они выросли, став чем то принципиально новым, от чего порой задумываешь – а является ли это все тем же жанром, что и раньше?
Однако, как уже было сказано, взросление – процесс довольно болезненный и тяжелый, но в случае со взрослением «жанров» - вся их тяжесть и боль ложится на плечи наблюдателей, заставляя тех по полной почувствовать на себе, как выглядят и чувствуются те самые «изменения».
Наиболее пострадавшим (да, я сказал именно «пострадавшим») жанром историй, на мой сугубо личный взгляд, стал «Махоу-Шоуджо» или, если по простому, «Девочки-волшебницы», и думаю вы понимаете о чем я.
Немного отступим от основного повествования и подумаем вот о чем – комедийное аниме про отаку, как часто вы такое смотрите? Уверен, вы должны были смотреть хотя бы одно, ведь их – бесчисленное множество (не зря же «отаку» - отдельный «архитип» характера персонажа). «Lucky Star», «NHK Ni Youkoso!», «Yuru Yuri!», да в конце концов «Ore no Imouto ga Konna ni Kawaii Wake ga Nai!», примеров множество, и как вы думаете, что их объединяет? Как ни странно – в каждом их них так или иначе присутствуют персонажи жанра «Махоу-Шоджо», в качестве эпизодической роли, мотивации или объекта юмора, а то и просто для того, чтобы показать их наличие. Да, так получилось, что если в истории фигурируют так называемые «аниме-отаку», то они обязательно должны быть как-то связанны с историями жанра «Девочек-Волшебниц», фактически – это устоявшееся клише, практически – интересный факт, который концентрирует в себе весь взгляд на субкультуру «Отаку» со стороны (мол они всегда смотрят одно единственное аниме, да и то про девочку-младшеклассницу, которая использует магию и носит странноватые наряды).
А теперь вопрос на логику, как вы думаете, что объединяет все подобные «Махоу-Шоджо»?
Ответ довольно простой – они все сделаны по одному «классическому» шаблону, посудите сами, это всегда девочка, младшеклассница, которая получает какой либо волшебный предмет и, в придачу к нему, «фамильяр»-а, чаще всего в виде какого либо миловидного маскота, а так же получает какое-нибудь уникальное прозвище, в сути которого обыгрывается особая способность или отличительная черта девочки волшебницы, вроде небезызвестной Пурурин или одна из «сестринства ведьмочек» Маджиха, и которая, в сериях с однотипным сюжетом, сражается с постоянно возвращающимися силами зла. Мило и невинно, как и подобает концепции девочек волшебниц, воплощающих собой веру в чудеса.
А теперь ответьте мне честно, когда вы в последний раз смотрели аниме про девочек волшебницы, сделанное по данному шаблону? (Если сказали про «Machikado Mazoku» или «Mewkledreamy», то, во-первых, я вас бесконечно уважаю, а во вторых, они немного выбиваются из общей концепции, потому как «Mazoku» скорее седзе-ай, а в «Dreamy» нет магии как таковой, потому что ее сила проявляет себя только во снах людей).
Скорее всего вы ответите, что ни разу не смотрели подобное аниме, а так же добавите, что они сделаны подобным образом в рамках комедийности собственного образа, а потому аниме с подобными концепциями не бываете, и будете правы…отчасти. Да, они действительно выполнены в несколько гиперболизированном стиле, дабы дополнять собой комедийную атмосферу, однако, это далеко не значит, что аниме с подобной концепцией – не существует, они существуют, вот только…их выход датирован так называемой «золотой эпохой девочек-волшебниц», а конкретно 1980-1990 годами соответственно, а потому, в череде современных тайтлов, разумеется вы не могли о них узнать, не углубившись в «историю».
Однако почему же аниме подобной концепции «жанра» больше не делают?
На этом моменте мы возвращаемся к основной теме данного длиннопоста – взросление. Как вы должны были понять – все просто, те, кто в детские годы обожал истории про «маленьких девочек, которые сражаются со злом» выросли, захотев большего, следовательно, и истории, стараясь соответствовать запросам, становились чем-то большим. Но взросление – постепенный процесс, требующий времени, потому и «Махоу-Шоуджо» понадобилось время, для обретения новой формы.
Намеки на нее можно было увидеть в аниме данного жанра, выходивших на «закате эпохи девочек-волшебниц», в частности, нельзя не вспомнить одного из самых известных представителей «не стандартного Махоу-Шоуджо» - «Minky Momo» (если вы когда-нибудь интересовались так называемой «Крипипастой», в частности историей девушки под ником Rorochan_1999 – вы должны понимать о чем я), однако поворотной точкой навсегда изменивший жанр «Девочек-волшебниц» стало аниме 2011 года – «Mahou Shoujo Madoka Magica», та самая история, показавшая миру «изнанку» жизни волшебниц.
Подобное можно сравнить с появлением в фандоме My Little Pony истории «Rainbow factory»: Все, что казалось добром – обратилось злом, а милая и радужная (в прямом смысле) оболочка – показалась зрителям (и читателям) с темной, откровенно жестокой, и до невозможности безысходной стороны. С того момента аниме про маленьких девочек, которые, нацепив разноцветные платья и вооружившись магическим предметом боролись со злом – больше никогда не были прежними.
Каждое последующее аниме подобного жанра содержало в себе большое количество крови, жестокости по отношению к самим девочками волшебницам, откровенные сцены смерти (самыми до абсурда садистскими способами, разумеется) как главных героев, так и их противников, а на смену линейному и цикличному сюжету про борьбу добра со злом пришли истории о внутренних проблемах волшебниц, о циничности мира по отношению к ним, для которого девочки волшебницы – не более чем расходный материал.
Разумеется, не только этим обусловлено «взросление» жанра «Махоу-Шоуджо», все та же «Мадока» подарила жанру еще одну интересную особенность – «многослойные» сюжеты, подразумевавшие под собой наличие практически во всех тайтлах «современного» жанра «девочек-волшебниц» наличие большого количества визуального повествования, сцен с так называемой «серой моралью», а так же просто сцен с неоднозначной трактовкой, которые зритель волен понимать так, как сочтет нужным и подобное явно пошло на пользу жанру, сутью которого всегда была «прямолинейность» и «однозначность».
Сложно сказать, какой из подходов лучше отражает суть жанра «Махоу-Шоуджо» или лучше отражает желание зрителей, однако стоит отметить, что несмотря на ушедшую эпоху «Классических» девочек-волшебниц – их фанбаза все еще весома, а у «Современных» девочек волшебниц – фанбаза не уступает по размеру первой. Обилие крови в современных версиях «Махоу-Шоуджо» может отвлекать от идеи сражения добра со злом, поскольку зрителю интереснее смотреть на страдания девушек, чем на их победы, с другой стороны при постоянных победах девочек-волшебниц - теряется натуральность и, полагаю, сам посыл, ведь согласно логики подобного аниме, если у тебя есть магическая палка и милое платьице –ты победишь любого.
Я полагаю, что каким бы «Современное» аниме про девочек волшебниц не было, пока оно в достаточной мере раскрывает идею того, что «Волшебницы» воплощают собой надежду на спасение и веру в истинное и незамутненное добро, в то, что однажды, где-нибудь, благодаря одной, казалось бы такой незначительной девушке – воцарится мир и спокойствие, то не имеет значения подается оно через призму кровавой жестокости или через гиперболизированное добро.
Подводя итог, можно сказать, что взросление – не приятная вещь, однако она позволяет увидеть уже знакомые вещи с совершенно иной позиции и найти новое видение казалось бы привычной и «устоявшейся» вещи, а все, что касается «правильности» и «разумности» подобного видения – остается на совести наблюдателей.
(Ну, а возможно всем так надоели десятки аниме про девочек волшебниц, что было решено каждую из них пытать самыми ужасными способами, дабы выплеснуть на них все то раздражение и негатив, возникший в результате наблюдения за всем этим цветастым однообразием, как знать)