Часть I - Возвращение к режиму
После долгих каникул дети не редко испытывают трудности с адаптацией к школьной рутине и требованиям учебного процесса.
В данной статье я дам родителям рекомендации 10 эффективных приёмов и правил для лучшей адаптации после каникул с точки зрения нейропсихологического подхода, которые подойдут не только уже посещающим школу ребятам, но и впервые поступающим.
✅ 1. Возвращайте к режиму и учебным нагрузкам постепенно ⏰📚
«За сколько времени лучше начинать подготовку?»
💬 Отвечаю:
Здесь не может быть точного ответа: одному ребенку достаточно за 3 дня войти в ритм, другому понадобится до 2х недель, третьему до месяца... Всё зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка.
⏰ Если ваш ребенок привык поздно вставать, начинайте адаптацию заблаговременно, постепенно организуя пробуждение на полчаса раньше привычного времени.
📝 Общая рекомендация:
по возможности, за 1-2 недели до начала посещения школы постепенно возвращайте ребенка к режиму и школьному распорядку дня, в том числе к учебным заданиям. Планируя распорядок дня в будни, включайте в него время на уроки,ю, отдых и время для занятия любимым делом. Соблюдайте регулярность. Это поможет ребенку перейти от отдыха к учебе более плавно, без стресса; позволит скорее войти в рабочий ритм и привыкнуть к школьному расписанию.
📚 Если ребенок долго отдыхал, начните с не больших простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая их количество. Это поможет ребенку не только вспомнить уже пройденный материал, который он мог подзабыть за лето, но и легче ориентироваться в нём, чувствовать себя более уверенно и подготовленным с началом учебного года.
⚠️ Этот пункт особенно важен ребятам, которые быстро утомляются в учёбе, долго включаются в деятельность, долго привыкают к новому или имеют проблемы с усидчивостью. Такая подготовка поможет им сбалансировать адаптационные ресурсы и гораздо легче войти в рабочий режим.
✅ 2. Организуйте рабочее место ребенка правильно
🔕📵💡 Организуйте дома место для учебы ребенка, где он сможет спокойно делать уроки - тихий угол с письменным столом, хорошим освещением и отсутствием отвлекающих факторов.
Что за отвлекающие факторы? Как именно должно быть организовано рабочее место? Что там должно быть?
💬 Отвечаю:
Я категорически против любых игрушек, постеров, картин и предметов искусства (путь даже высоко художественных или дорогих), цветов, оригинальных канцелярских принадлежностей в зоне рабочего места ребенка, ведь все они - бесполезны и являются отвлекающими факторами даже для ребенка с хорошим вниманием, не говоря о том, когда уже имелись жалобы на плохую усидчивость, невнимательность и отвлекаемость. В рабочей зоне, где ребенок делает уроки должна быть максимальная «стимульная тишина» и комфорт, чтобы ребенок мог сосредоточиться и работать продуктивно. Чем аскетичнее, тем лучше.
✏🗒Не забудьте проверить мебель и обновить учебные принадлежности ребенка: стол и стул должны быть по росту ребенка, а вся канцелярия пригодна к использованию.
✅ 3.Учите ребенка планировать своё время и поощряйте самостоятельность 🗓
Частые вопросы родителей:
Как лучше организовать распорядок дня школьника?
Как научить ребенка планировать своё время?
Как научить ребенка быть более самостоятельным?
💬 Отвечаю:
Помогайте ребенку ориентироваться в распорядке дня и планировать дела; обсуждайте вместе время и его содержание для учебных занятий, для домашних дел и для отдыха. Такое совместное обсуждение развивает навыки планирования и управления своей деятельностью, а со временем может стать полезной привычкой.
☑ 📱💻 Приучите себя к рациональному подходу в отношении использования электронных устройств детьми. Телефон, планшет, компьютер, прежде всего, должны быть инструментами помощи в учёбе, а не средством развлечения и заполнения досуга.
⏱ Установите для ребенка ежедневный лимит времени для пользования смартфоном или компьютером и включите его ежедневный в распорядок дня. Это может быть определенное количество часов, или период в который разрешено пользоваться устройствами. Такое ограничение времени пребывания за смартфоном или перед экраном компьютера поможет ребенку не только сосредоточиться на учебе, но и на реальном общении со сверстниками, высвободив время, в том числе, для других занятиях после школы.
⚠️ Будьте для ребенка примером. Стараетесь быть организованными и ответственными в глазах ребенка, в том числе сами не злоупотребляйте временем за экраном устройств. Если вы, приходя с работы, «зависаете» в смартфоне, или «рубитесь» в танчики /паучка и т.д., то все ограничения будут пустым звуком, т.к. ваши слова расходятся с делом. Такой наглядный пример не только не улучшит ситуацию, но и подорвёт ваш авторитет, демонстрируя собственную слабовольность.
Согласитесь, если вы сами не можете удержаться от того, чтобы не «зависнуть» в новостной ленте или соцсетях, то по какой причине вы считаете, что ребенок будет вести себя иначе?
☑ Учите ребенка брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Поощряйте его брать на себя новые задачи и давайте ему возможность принимать собственные, независимые решения, пусть даже они не отвечают вашим идеалам.
Бывает родители настолько одержимы контролем, что вплоть до старшей школы (а порой и до ВУЗа) не дают ребенку выбирать себе одежду, стрижку, хобби и даже друзей. Чем чревато? В двух словах не описать, это обширная тема для уже отдельной статьи.
✅ 4. Поддерживайте здоровый образ жизни и планируйте время для отдыха ребенка правильно 🚴♀️🏃♂️⛷🤾♀️ 🏞
Что значит 《планируйте правильно》? Как именно планировать время отдыха ребенка?
💬 Отвечаю:
Учеба крайне важна, но также, родителям стоит помнить и о важности достаточного количества времени для отдыха и физической активности ребенка. Составьте вместе расписание так, чтобы ребёнок мог полноценно отдыхать и восполнять силы после учебы и дополнительных занятий.
Сейчас родители часто злоупотребляют этим пунктом, распределяя всё свободное время ребенка на дополнительные занятия, оставляя время лишь на продолжительный сон. Этого времени не достаточно ребенку для отдыха.
Почему ?
💬 Отвечаю:
Потому, он отдыхает только физически. А чтобы ребёнок был, как модно сейчас говорить, в ресурсе - ему нужно отдыхать и эмоционально. Если ребенок не имеет возможности регулярной эмоциональной разрядки, делать что-то для себя и для души - рано или поздно это грозит срывом. В таком интенсивном режиме адаптационные механизмы организма и психики рано или поздно начнут давать сбои.
Какие признаки укажут на приближающийся срыв?
💬 Отвечаю:
Основные признаки приближающегося срыва:
🚩 повышается раздражимость и раздражительность
🚩 появляется плаксивость
🚩 появляется или усиливается обидчивость
🚩 появляется агрессия (ранее не свойственная)
🚩 отмечается снижение и равнодушие к привычным интересам
🚩 увеличивается частота и продолжительность заболеваний.
☑ 🏞 Планируя время для отдыха, обязательно включайте в него активные прогулки, игры на свежем воздухе, занятие любимым делом, чтобы помочь ребенку естественным образом расслабиться и снять напряжение скопившееся за день. И даже если вы не можете придумать чего-то особенного, то 1,5-2 часа веселых игр на детской площадке, велопрогулка, катание на роликах или в скейт-парке будут лучшей альтернативой.
⚠️ Регулярная физическая активность крайне важна, особенно, если ваш ребенок постоянно в движении и ему сложно усидеть на одном месте - так он сможет удовлетворить потребность в повышенной двигательной активности и «слить» лишнюю энергию, чтобы быть более усидчивым на уроках и не «стоять на ушах» дома.
Регулярные физическая активность, сбалансированное питание, занятие любимым делом - помогут поддержать физическое и эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации после летних каникул.
❓А сколько времени после учёбы проводит ваш ребенок на свежем воздухе? И как он обычно отдыхает эмоционально?
Если статья вам понравилась и оказалась полезной, подпишитесь пожалуйста! Вам это ничего не стоит, а для меня это важно, чтобы знать, что мой труд кому-то помог, чтобы иметь мотивацию готовить и другие материалы для публикаций ❤🤝
🎁 Только для подписчиков 💝
❔ Если у вас возникли вопросы по теме или имеются трудности адаптации ребёнка к школе, вы можете написать мне лично в Skype: psy.pikk и я, как только смогу, обязательно отвечу вам 💌
👩🎓 Детский нейропсихолог, клинический психолог М. Пикк
⏩ ПРОДОЛЖЕНИЕ статьи читайте во второй части
В ней вы узнаете:
✔ как укрепить самооценку школьника
✔ почему важно и для чего нужно поощрять общение со сверстниками
✔ о техниках саморегуляции
✔ что делать, если ребенок плохо адаптируется после каникул
✔ и других важных аспектах адаптации.
_________________
⛔ Перепечатка, копирование, рерайтинг, копирайтинг, и любое иное использование материалов статьи без указания прямой ссылки на источник и автора - запрещены.