Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) — родоначальник научного подхода к педагогике в России. Его педагогические идеи вдохновляли педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования. «Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни», - так говорил Ушинский. В связи с этим, для учителя важно профессиональное развитие. Оно происходит в связи с развитием основных потребностей личности, взаимоотношений с другими людьми в специфических для каждого возраста видах деятельности [2]. Исследователи рассматривают профессиональное развитие с разных точек зрения. Л. М. Митина обозначала профессиональное развитие как качественное преобразование своего внутреннего мира, внутреннюю детерминацию активности, приводящую к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. А. Т. Ростунов рассматривает профессиональное развитие как профессиональную пригодность, то есть сочетание индивидуально-психологических особенностей человека, которые обеспечивают ему наибольшую эффективность его общественно-полезной деятельности, и удовлетворенности своим трудом. А. Маслоу считает профессиональное развитие основой стремления человека самосовершенствоваться. Обобщая различные трактовки, можно описать профессиональное развитие как систему усовершенствования и расширение спектра знаний, развития личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника [1].
Уникальным сообществом и событием современности в профессиональном развитии учителя стал Всероссийский форум классных руководителей (ФКР). Он создан по инициативе учителя из Севастополя Натальи Тушинцевой. Именно она на встрече с Президентом РФ в 2020 году задала вопрос об организации Всероссийского форума классных руководителей. По итогам встречи с представителями общественности Крыма и Севастополя, состоявшейся 18 марта 2020 года, Президент утвердил перечень поручений, одним из которых стало обеспечение, начиная с 2021 года, финансирования проведения Всероссийского форума классных руководителей за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В 2023 году ФКР пройдёт в городе Москве в третий раз. Программа форума насыщена различными образовательными, дискуссионными и культурными событиями. Подать заявку на участие в конкурсном отборе на форум может любой желающий действующий классный руководитель или куратор группы СПО.
За годы проведения ФКР показал свою востребованность и значимость для педагогов. В социальной сети ВКонтакте 3 июня 2021 года создано профессиональное сообщество классных руководителей и кураторов групп СПО.
Форум объединяет активистов школьного образования и кураторов групп СПО, ориентированных на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
Целями ФКР являются: повышение социального и профессионального статуса классного руководителя и престижа педагогических специальностей; создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей: гуманизма, нравственности и справедливости, исторически присущих российскому народу; создание единой коммуникативной площадки для профессионального общения и обсуждения актуальных вопросов.
Сообщество стремительно развивается. Оно имеет свой Уклад, атрибуты (герб, гимн, логотип), газету. Участники активно инициируют и участвуют в различных проектах.
В Год педагога и наставника у ФКР появилось 23 амбассадора. Каждый амбассадор - это классный руководитель или куратор СПО. Одна из главных функций амбассадора - это просвещение и пропаганда мероприятий ФКР.
В начале 2023 года ФКР начал проводить выездные сессии по федеральным округам России, в рамках которых прошли Марафоны практик классного руководства, представлены знаковые государственные проекты для педагогов: ФКР-2023, Российское движение детей и молодежи «Движение Первых», работа советников директора школы по воспитанию.
Преимущества форм и методов работы с педагогами у ФКР в том, что они носят опережающий и системный характер. Они актуальны, востребованы, нацелены на будущее. Участники сообщества непрерывно занимаются профессиональным развитием, поскольку ФКР создаёт для этого все условия.
Амбассадор ФКР, учитель русского языка из г.Липецка Лариса Потапова так говорит о форуме: «Форум классных руководителей - это инновационная площадка, которой нет равных! Это лестница успеха классного руководителя, каждая ступень которой ведёт к победе над собой, над обстоятельствами, над рутиной будней! У каждого вступившего в ФКР появляется уникальная возможность использовать ресурсы самых классных классных всей нашей огромной страны! ФКР - это сообщество единомышленников, активных педагогов, цель которых - саморазвитие и развитие детей! Это поддержка в любых начинаниях, методическая помощь и дружба, единение душ и каждодневные инсайты, это территория смыслов!». Сообщество ФКР - это стремительно развивающийся союз единомышленников - классных руководителей страны, не имеющий ранее аналогов. Сила единства одухотворяет педагогов на создание новых условий и идей для работы с обучающимися.
Таким образом, Форум классных руководителей - это уникальное сообщество для самовыражения педагога, развития личностного потенциала, продуцирования способностей, это сфера активации творческой активности.
Литература
1. Афонькина Ю. А.Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных концепций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №2 (4).
2. Психология мотивации профессионального развития : учебное пособие / Н. В. Маркина, Т. А. Абрамовских, М. Е. Гумницкий [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. – 80 с.