Итак, уважаемые читатели Дзен-канала "Факторы смысла" (прежнее название - "Думай, Человек"). Мы продолжаем подводить итоги и обсуждать результаты наших опросов, которые касались причин распада СССР и возможности повторить-возобновить эксперимент "СССР-21". Смотрите соответствующие публикации на моей ленте здесь - на Дзене.
А пока ... Поделюсь с Вами такой странностью, которые случаются на Дзене. Мои публикации, которые посвящены казалось бы самым злободневным темам, получают очень мало лайков и дочитываний (несмотря на 3250 подписчиков, это единицы, редко десятки). Потому что... очень мало показов (!) :( Не понимаю просто, почему не показывают мои публикации всем моим подписчикам. Самые острые и насущные получают менее 500 показов (!). А пустячные, но с яркими картинками - более 2-3 тысяч. Все дело в картинках, скажите? Увы, не только!... Что-то совсем плохо с показами моих публикаций пацифистской направленности. Ломаю голову...случайно ли это?
Но зато приходят лайки от туда, откуда, как говорится, "не ждали". Вот, например, написал я короткую реплику на статью на Дзен-канале "Смотри и думай", посвященную теме:
"Запуск "Луны-25" показал, что хихиканье Рогозина над "батутами Маска" оказалось глупым и недальновидным"
Вот эта реплика, получившая почти уже полтысячи лайков:
Автор, про "квасной патриотизм" поддерживаю! Но... справедливости ради надо бы признать, что кадровые потери России после 1991 года оказались даже выше, чем во время ВОВ! Это прежде всего в силу вынужденной экономической эмиграции самых квалифицированных работников (только научных сотрудников из АН и ВУЗов уехало около 2 млн человек). А народ стал теперь в целом более темным и еще хуже, чем раньше понимает простую закономерность: чтобы один ученый появился, который создаст "прорывное открытие или изобретение", государство должно содержать примерно 1000 (на три порядке больше) таких, которых ничего создать не могут. Творчество не подлежит такому способу планирования, которое годится для производства болтов и гаек. СССР и развалился именно потому, что начал отставать от темпов научно-технической революции в конце 20 века. И это все до сих пор не понято у нас в стране ... - как управлять мотивацией творческих ЕДИНИЦ в ходе такой революции. Не понято не только "элиткой", но и самим народом.
Я поясню немножко, что я имел в виду здесь под "управлением мотивацией творческих ЕДИНИЦ". Исследования по экспериментальной психологии творчества выполнены в основном в 20 веке - уже значительно позднее трудов Маркса, описавших источники производительных сил современного ему общества. Труд по Марксу - это довольно равномерный процесс, идеальная модель которого - труд конвейерного рабочего, который производит определенное количество годных изделий за определенную единицу времени. Поэтому Маркс и решил для себя возможным сформировать трудовую теорию стоимости и выдвинуть рабочее время как мерило затраченного труда. Такой подход оказался очень удобным для централизованного планирования народного хозяйства - труда не особо квалифицированных рабочих и конторских служащих (которые перекладывают из одного ящика в другой фиксированное количество бумаг за 1 час своего рабочего времени). А вот в отношении инновационных компонентов труда - труда ТВОРЧЕСКИХ ЕДИНИЦ - такой подход оказался не только беспомощным (в описании и планировании такого труда), но просто ВРЕДНЫМ. Он сводил на нет вознаграждение творческих людей, мозг которых даже во сне не перестает работать над проблемой. Он сводил сложный аритмичный процесс творчества ко... времени присутствия на рабочих местах или... в лучшем случае к объему опубликованных текстов в количестве "знаков с пробелами". Рейтинговые подходы к оценке качества научных трудов - это вообще неведомая социально-информационная технология для эпохи СССР. Что такое экспертный рейтинг? - Это и сейчас доходит до людей с большим трудом: они с трудом пробираются через дебри своих заблуждений и стереотипных представлений.
В результате мотивация к творчеству, а особенно - к внедрению авторских результатов творчества - в СССР начала угасать (!). Самые эффективные изобретатели и первооткрыватели (имена нужны?) стали искать признания за рубежом, а не в нашей забюрократизированной стране, где госбюрократия превратилась в новый паразитарный класс - людей, оформивших права своей групповой собственности на всю общенародную собственность. Вначале права групповой собственности, а после 1991 года добились для себя прав частной собственности - вернулись, так сказать, "на круги своя". Почему-то дети крупных деятелей сразу в своей карьере занимают теперь ведущие места - входят в правления госкорпораций, а не проходит тернистый путь подъема по сложной лестнице реальной соревновательной карьеры.
О том, как следует построить управление творческой мотивацией, как организовать правильно творческие конкурсы с учетом научной психологии, я пытаюсь поделиться в своем дистанционном курсе
"Психология и общая теория конкуренции".
Во-первых, надо узреть в любой творческой мотивации элемент конкурентной (соревновательной) авторской мотивации - желание стать ПЕРВЫМ - первооткрывателем. Без признания таких психологических механизмов... кукиш Вам будет от матушки-истории, дорогие правители-бюрократы, то есть не будет никакого "ускорения" (а получится очередная "узкоройка"), не будет никакой "перестройки" (а будет опять "перестрелка"), не будет никакого повышения уровня производительности за счет внедрения новых технологий, не будет современной конкурентоспособной экономики и т.п.
Маркс пренебрег Дарвином, хотя это был его современник. Маркс создал теорию, которая мало учитывает биологическую природу человека и заданные природой ограничения. Впрочем, Дарвина в 20 веке тоже светлые умы существенно подкорректировали, чтобы понять, как именно трансформируется биологическая конкуренция в социально-продуктивную цивилизованную конкуренцию.
Фото обложки попало в галерею Яндекс-картинки с сайта duckproxy.com. Это фото иллюстрирует в виде известной легенды мысль о том, что творческий процесс происходит во сне, а озарение посещает далеко не каждого человека (!).
P.S.
Аритмичность, сложность и ненормированность во времени ТВОРЧЕСКОГО труда не отменяет моей приверженности лозунгу, который я опять повторяю в конце этой статьи. Ибо кто такой - человек творческий? - Это созидатель прежде всего! Да, такие люди честолюбивы и своенравны, да ими очень трудно управлять с помощью формальных методов и тем более жестких приказов (!). Но это люди СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА - в самом широком и благородном смысле этого слова. К концу своей жизни они выходят на "финишную прямую", как правило, с таким рефреном, какой повторял персонаж нашего гениального советского актера Николая Черкасова (так называемый "академик Дронов"):
"ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ!" (так и фильм одноименный назывался).
Нельзя более мириться с тем, что духоподъемные лозунги имеются в настоящее время на вооружении только у наших идейных противников - националистов. Поэтому:
Слава трудовому народу! Героям-интернационалистам слава!
Я уже пытался продвинуть этот лозунг в прежних моих публикациях, но... очень мало показов, просмотров, дочитываний. А ведь я пишу его в конце почти каждой статьи, а не в начале. Если кому дорог термин "Русский мир", то, пожалуйста, давайте его дополнять и осмыслять так "Русские хотят мира всем народам". Без этого дополнения сам термин "Русский мир" отпугивает от нас буквально ВСЕХ соседей (!).