Факс – современное устройство, прочно вошедшее в нашу жизнь, использующееся ежедневно, особенно в деловой сфере. Однако мало кому известно, что общие принципы его работы были заложены еще в 1860-х годах, и что качество передаваемых копий было практически таким же, как и на сегодняшний день.
Ученые до сих пор спорят, когда, в 1857 или 1861 году – хотя это уже и неважно, ведь разница в датах незначительна – монах по имени Джованни Казелли изобрел "пантелеграф", который впоследствии назвали в честь изобретателя. Очень сложное для того времени по своему строению, устройство выполняло те же задачи, что и обычный факс. Правда, несколько иным способом. К сожалению, к 1865 году развитие пантелеграфа полностью прекратилось, так как технология окончательно устарела. Это направление деятельности изобретателей возродилось лишь через полвека, в 1908 году, когда люди научились считывать изображение с помощью фотоэлементов, и началась эра развития нового поколения устройств такого типа – сканеров, факсов и пр.
Впрочем, пантелеграф также считывал и преобразовывал изображение в электрические сигналы, благодаря чему можно было как отправлять, так и принимать информацию. Но вместо фотоэлементов в изобретении Джованни использовалась стальная игла, которая писала по бумаге пропитанной раствором йодида калия с водой. Посредством сложных химикоэлектрических реакций изображение преобразовывалось в набор электрических сигналов. В этом и заключалась самая важная часть изобретения находчивого монаха.
Однако пантелеграф по современным меркам был не просто большим, а огромным. Причём львиную долю места занимал большой маятник. Зачем же он был необходим? Дело в том, что с его помощью "рисовалось" изображение на оловянной фольге, находившейся на изогнутой медной пластине. Маятник незначительно управлялся рычагом вышеописанного механизма преобразования картинки, управляя, в свою очередь, записью изображения красками, плохо проводящими электрический ток на тонкую фольгу. То есть маятник был, так сказать, основным двигателем всего механизма. Понятно, что при каждом его прохождении вдоль фольги образовывалась одна полоска картинки, в которой некоторые места проводили электрический ток (именно для этого использовалась проводимая фольга, а не, например, бумага), а некоторые – нет (из-за чернил, которые ток не проводили). В результате большого количества колебаний маятника получалась точная копия исходной картинки на фольге.
После всех этих длительных "приготовлений" начинался непосредственный процесс передачи информации. На принимающем пантелеграфе заготавливались бумага и стержень, соединенный проводами с иглой на передающем телеграфе, касавшейся медной пластины. Бумага также располагалась на медной пластине. Для того, чтобы возникало движение тока, обе пластины имели заземление. Пока фольга проводила ток, изображение не рисовалось, но как только сила тока уменьшалась из-за сопротивления краски, стержень начинал действовать – изображение постепенно появлялось на бумаге. Этот процесс также осуществлялся с помощью маятников: один порядно считывал картинку, другой ее запечатлевал. Единственная трудность при такой передаче заключалась в необходимости синхронного движения маятников, так как только в этом случае изображение получалось четким, максимально похожим на оригинал.
Вот такую удивительную технику создавали изобретатели тех времён. И хотя каждая передача информация требовала терпения, времени, сил, расходных материалов и веществ, уже тогда были заложены основные принципы считывания графики.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.
Рады, что вы с нами!