Сегодня у нас особый выпуск, посвященный самолету, превратившему одного из более или менее крупных авиапроизводителей в гиганта индустрии. А320. Этот малыш, является основой всего концерна.
Что мы знаем о семействе самолетов Airbus A320? Это узкофюзеляжные среднемагистральные самолеты, созданные европейцами в середине восьмидесятых. Почему семейство? Потому что речь идет не об одном самолете, а о нескольких модификациях: A318, A319, A320, A321, а также о бизнес-джетах. Все они выпускаются серийно. Кстати, в конце 2016 года Airbus поставил заказчику очередной A320, и это был 74201 лайнер.
В 1970-х годах был сформирован Airbus. Его создатели занялись разработкой широкофюзеляжного лайнера A300 и A310 повышенной экономичности. Зачем было создавать такой большой и сложный самолет? Потому что поменьше было нельзя. Дело в том, что поменьше это узкофюзеляжные самолеты вместимостью до 200 мест, и это ниша мирового рынка – бассейн полный кровожадных акул. Боинг, Туполев и Макдональд Дуглас доминировали в этой нише, и европейцы нуждались в успехе A300, чтобы набраться смелости и прыгнуть в этот бассейн. К тому же время настало, старые европейские самолеты этого класса давно устарели, а в парках авиакомпаний было много американских самолетов. Но давайте посмотрим правде в глаза. Boeing и McDonnell Douglas поделили рынок и не торопились улучшать свои машины.
Европейские авиастроители и раньше тоже пытались создать самолет нового поколения, но конкуренция была слишком жесткая, а работа слишком дорога. Но теперь все изменилось. Теперь был Airbus, в котором собрались лучшие, а также был A310, в котором отработали множество прогрессивных технологий. Ну все берись и делай.
Вообще, проектом занимались еще британцы до того, как вернулись обратно в Airbus. Их проект назывался JET (Joint European Transport) и предполагал создание трех моделей с вместимостью от 130 до 188 мест. То же самое делали в Airbus, у них проект назывался Single Aisle (однопроходной). Имеется в виду проход в салоне самолета. Проект предполагал создание до 3 самолетов с той же вместимостью. Когда же британцы вернулись, эти два проекта объединили.
В 1981 году было решено сделать базовым A320, а остальные модели будут его модификациями, увеличенными и соответственно уменьшенными. Впервые прозвучал индекс A320. Концерн набрал несколько авиакомпаний и спросил, что им конкретно нужно.
A320 должен был возить около 150 пассажиров на расстояние до 3500 километров. Диаметр фюзеляжа должен был быть увеличен в сравнении с Boeing 737. О разных крутых вещах не забыли, A320 должен был стать первым гражданским самолетом, использующим электро-дистанционную систему управления. Управление шло через компьютер, а куча механических элементов была уже не нужна. А тут и масса меньше и действует простой принцип: чем меньше деталей, тем меньше их будет ломаться. До этого подобные системы появлялись только на некоторых военных самолетах, они были очень прорывными. Ах да, именно с A320 самолетов появилась мода на геймерские джойстики, вместо штурвалов. Потом очередь дошла и до двигателей. Вариантов было немного, решили ставить CFM 56, классический для самолетов такого размера.
A320 в модельном ряду Airbus чем-то напоминает BMW 3 серии у баварцев. Не самый большой, дорогой, крутой, но очень популярный. Его делают в таких количествах, что даже флагманы меркнут, тут то же самое. Естественно, завод каждая страна хотела иметь у себя. Одного этого самолета было достаточно, чтобы считать себя авиационной державой. Ругались аж до 84 года, лишь в 1987 году A320 показали публике.
В феврале самолет впервые взлетел, а год спустя был сертифицирован и начал свой великий поход по завоеванию мирного неба. Как разобрались заводами, спросите вы? Очень просто. A320 выпускается так много, что в Европе его делают сразу и во Франции, и в Германии. А еще в США и Китае.
Коротенько о модификация. A321, мутанты начались именно с него. Вначале его называли просто удлиненные A320 Stretch. Собственно, главным его отличием была длина фюзеляжа. Его раскачали почти на 7 метров и впихнули до 220 пассажиров. Пришлось слегка под шаманить с крылом и добавить двери. Делать эту версию начали в Гамбурге. A319, наоборот, слегка подрезанная версия. Фюзеляж укоротили и в него можно вместить максимум 158 человечков. Вообще, к нему относились скептически, но успех базовые модели придал уверенности. Свое время этот самолетик побил рекорд дальности. Регионального самолета своим ходом прилетел из Германии в Канаду, 6645 километров голубого неба. A318, малыш. Инициировали его на удивление китайцы. Они хотели при помощи европейца создать региональный самолетик, но дело не пошло. В итоге Airbus решили просто еще раз подрезать A320. Работа велась в начале двухтысячных. Любопытное, что в одном конструкторском бюро Airbus одновременно создавал свой самый маленький самолет, A318, и свой самый большой самолет, A380.
Под занавес скажу пару слов о новом поколении. Да A320 Neo. Neo означает "new engine option". В общем, перевод объясняет сам себе. Дело в том, что в последние годы китайцы и русские начали делать свои магистральные самолеты. И чтобы не оказаться на обочине, Airbus пришлось прокачать свой самолет. Ему поставили новые стильные вингли, улучшили многие системы, в салоне сделали евроремонт.
Такая вот история этого семейства. В отличие от многих других самолетов, на этом, думаю, многие уже успели полетать. Пишите в комментариях о своих впечатлениях. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи.