Суббота - прекрасное время для рассказа о зарождении в Европе великих стилей Ар-Нуво (Модерн, ЮгендШтиль), его связи с супрематизмом и Ар-Деко на примере двух колец с великолепным белым янтарем:
- Слева - наполненный супрематическими настроениями белый квадрат цвета белоснежного песка на тропическом пляже. Резкий, безапелляционный, погружающий зрителя в лабиринт типичной для Ар-Деко аллюзии на конструктивизм и архитектурность.
- Справа - асимметричное и чувственное, в форме яблока (Париса, не иначе) со струящимися формами оправы (в лучших традициях Ар-Нуво же!), напоминающими мягкие изгибы волос моделей Мухи. Цвет камня тоже белый, но самую малость с костяным отливом - тоже цвет песка, но не тропического, а, скорее, египетского, из пустыни Саккары, с разводами внутри, спиралями, фигурой идущей незнакомки в манто и огромной шляпе.
Время на стыке 19 и 20 веков уникальный период в мировой истории: возникновение экономики современной модели, резкая модернизация производства, изменение политических режимов во многих странах.
Общество бурлило, Дягилев ввел в Париже моду на все русское, доказал всему миру, что новое русское искусство, продемонстрированное в «Русских сезонах», это нечто невиданное, прогрессивно-порочное, Европа восхищалась Нижинским и Идой Рубинштейн в роли Саломеи.
Валентин Серов настолько восхитился балетом Шахерезада дягилевской антрепризы настолько, что согласился написать эскиз занавеса для балета «Шахерезада» специально для Русских Сезонов, хотя балет уже шел на сцене.
Вообще Ар- Нуво - это всегда стремление к роскоши, капелька извращенного сарказма, самая маленькая, но отсылка к некоторой пресыщенности, декоративности, сказочности, если хотите.
Вспомните портреты Густава Климта и вы поймете, о чем я.
Ар-Нуво - это отчасти переосмысленный экстаз Бернини, но если многочисленные Святые Бернини чувствовали религиозную и чувственную экзальтацию всерьез, золотые дамы Климта и волшебные девы Мухи, да и Ида Рубинштейн на портрете Серова капельку, в уголках глаз и души ироничны, их чувственность всегда на грани некоторой порочности.
На фоне этого праздника жизни наступил 1914 год, и вся декоративность и нарочитость Ар-Нуво потеряла актуальность - Первая Мировая задала иные мерки.
В 1915 году Малевич создает Черный Квадрат, положив начало архитектурности как сути искусства. Супрематисты создавали абстрактные архитектурные композиции, строгие и четкие, приглашая зрителя воспринимать эмоцию, возникающую у него от самой композиции, от расположения на холсте геометрических фигур.
Конечно, это еще не Ар-деко, но его предтеча.
Мир худо-бедно дожил до начала двадцатых, та война закончилась, и общество породило новый стиль: строгий и понятный: Никаких отсылок к завиткам и порочности, только строгие смелые геометрические формы, нарочито острые углы, этнические орнаменты, щедро выполненные из дорогих и эксклюзивных материалов, таких как красное и эбеновое дерево, крокодиловая кожа, слоновая кость, эмаль, акулья кожа и шкура зебры. В архитектура классическим примером стиля является небоскрёб компании «Крайслер» в Нью-Йорке.
Есть некая внутренняя ловушка: Ар-Деко ушел от роскоши формы Ар-Нуво, заменив ее роскошью материала, не изменив содержания так уж сильно. Вечный Уроборос?
Ну и конечно открытие Лорда Карнавона 1922 года добавило Ар-Деко некоторой перчинки экзотики и геометричности орнаментов, но это уже другая история.
Что ж, 20 век породил великие стили, век 21 (а ведь уже пятая часть века прошла!!!) и намека не дает на стиль ….
#янтарь #белыйянтарь #ардеко #арнуво #модерн #серов #альфонсмуха #супрематизм #малевич #дягилев #серов #идарубинштейн #экстаз #уроборос