1K подписчиков

Кем был Иероним Босх? О художнике, создавшем "Сад земных наслаждений"

2,8K прочитали

Центральная панель "Сада земных наслаждений" (ок. 1490–1510) Иеронима Босха (Фото из интернета)
Центральная панель "Сада земных наслаждений" (ок. 1490–1510) Иеронима Босха (Фото из интернета)

Есть художники, чьи работы настолько сильны и узнаваемы, что их значение в истории невозможно недооценить. Иероним Босх – один из таких художников. Известный своим уникальным видением, причудливыми персонажами и диковинными адскими пейзажами, он был ведущей фигурой в искусстве конца 15-го и начала 16-го веков и "Сад земных наслаждений" Босха — одна из самых узнаваемых картин в мире.

Хотя мы очень мало знаем о жизни Босха, мы знаем, что он вырос в Европе, которая была на тот момент центром художественной деятельности. И в это время он был не только лидером ранней нидерландской живописи, но и дальновидным художником, чьи изображения религиозных сюжетов и образов были интерпретированы с беспрецедентной креативностью.

КЕМ БЫЛ ИЕРОНИМ БОСХ?

"Св.  Иоанн Креститель в пустыне" (ок. 1489) Иеронима Босха (Фото из интернета)
"Св. Иоанн Креститель в пустыне" (ок. 1489) Иеронима Босха (Фото из интернета)

К сожалению, мало что известно о молодости Босха, поскольку он не оставил после себя ни дневников, ни писем. Иеронимус ван Акен родился в голландском городке Хертогенбос, который часто называли Ден Бош. Отсюда и его знаменитая фамилия. Неясно, когда родился Босх, но искусствоведы считают, что это было около 1450 года. Первые данные о нем были найдены в городских записях в 1474 года, когда он был упомянут вместе со своими братьями и сестрами. Его год рождения обычно оценивается на основе автопортрета, который он нарисовал в 1516 году, в год своей смерти. На этом рисунке ему около 60 лет.

Известно, что он родился в семье художников. Его дед Ян ван Акен и отец Антониус ван Акен были художниками. На самом деле Босх фигурирует в записях художественной мастерской своего отца как часть мастерской 1475 года.

Мы также знаем, что он всю свою жизнь был близок с Хертогенбосом и около 1480 года женился на женщине по имени Алейд ван дер Мервенн. Его невеста происходила из богатой семьи, и это дало ему достаточную стабильность, чтобы он мог открыть собственную мастерскую. Оттуда он наладил успешную практику и в 1486 году был упомянут в записях Прославленного Братства Пресвятой Богородицы. Он не только создавал картины для важного местного религиозного братства, но и проектировал витражи для их часовни. К началу 1500-х годов записи показывают, что у Босха были помощники в студии, которым он мог платить за их работу.

В 1516 году в записях Прославленного Братства упоминается, что в августе ему устроили большие похороны, хотя причина смерти неясна.

МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ

"Снятие с креста" (ок. 1435) Рогира ван дер Вейдена (Фото из интернета)
"Снятие с креста" (ок. 1435) Рогира ван дер Вейдена (Фото из интернета)

Чтобы узнать больше об искусстве Босха и понять, что сделало его произведения такими революционными, важно обсудить художественную среду, которая его окружала. Раннее нидерландское искусство или раннее фламандское искусство — это период расцвета искусства, который произошел в Нидерландах, управляемых Бургундией и Габсбургами, в середине 15 и 16 веков. Искусство, которое часто называют Северным Возрождением, расцвело под покровительством правящих герцогов.

Использование масляной краски позволило этим художникам создавать картины с насыщенными многослойными цветами. Сложная иконография, жанровые сцены и пейзажи были обычным явлением. Переносные запрестольные образы в виде диптихов и триптихов были довольно популярны, а религиозная живопись занимала доминирующее положение над мифологическими и повествовательными картинами, которые были бы более заметными в итальянском Возрождении.

Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг и Рогир ван дер Вейден — одни из самых известных художников того периода. И хотя Босха часто упоминают рядом с ними как ведущего художника того времени, его картины демонстрируют его независимый ум.

СТИЛЬ И СИМВОЛИЗМ

Деталь центральной панели "Поклонения волхвов" (ок. 1485–1500) Иеронима Босха (Фото из интернета)
Деталь центральной панели "Поклонения волхвов" (ок. 1485–1500) Иеронима Босха (Фото из интернета)

Как и его современники, Босх в основном рисовал на дубовых панелях масляными красками. Но его стиль — или, скорее, его визуальное выражение — это то, что отличает его от остальных. Искусствоведы делят творчество Босха на три периода: ранний (ок. 1470–1485), средний (ок. 1485–1500) и поздний (1500–1516). Хотя его стиль развивался со временем, с самых ранних работ он демонстрирует свою любовь к сложным, хаотичным сценам, наполненным гротескными персонажами.

Используя ограниченную цветовую палитру, продиктованную доступными в то время пигментами, он был известен своей способностью использовать формат триптиха для создания повествования. В его работах преобладали адские сцены, наполненные демонами, огнем и причудливыми фигурами. Он часто включал животных в свои картины и использовал их в качестве символов. Например, в его триптихе "Поклонение волхвов" жабы включены в центральную панель как символы ереси. В Саду земных наслаждений животные занимают центральное место, часто мучая людей за их проступки.

"Терновый венец" (ок. 1510) Иеронима Босха (Фото из интернета)
"Терновый венец" (ок. 1510) Иеронима Босха (Фото из интернета)

Страшный суд, семь смертных грехов и искушение - частые темы, которые часто можно найти в его картинах. Дьявол — повторяющаяся фигура. Историки искусства потратили столетия, пытаясь интерпретировать его работы, и многие недавно пришли к выводу, что то, что когда-то считалось ужасной фантазией, на самом деле является визуальным инструментом для обучения определенному моральному кодексу. Таким образом, каждая фигура имеет точное значение и может рассматриваться как метафора библейского языка.

В то время как его самые известные работы состоят из сотен фигур, его поздние картины резко меняются в масштабе. "Увенчание терновым венцом" — хороший пример того, как выглядел его поздний стиль. Здесь масштаб увеличен и лишь несколько фигур плотно сгруппированы на переднем плане.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Творчество Босха было интересной загадкой для искусствоведов. Поскольку он редко подписывал свои картины и никогда не датировал их, составление временной шкалы его искусства представляет собой постоянно меняющуюся головоломку. В 2016 году в рамках проекта Bosch Research and Conservation Project были изучены дубовые панели, используемые Босхом, и с помощью дендрохронологии определены примерные даты создания. Поскольку данные не точны, для каждого завершенного произведения часто указывается широкий временной диапазон.

Определение подлинников Босха также является проблемой. Частично это связано с отсутствием подписей, а частично с тем, что его работы уже были довольно популярны при жизни и вскоре после его смерти. Таким образом, хорошо выполненные копии были распространены и часто становились предметом споров ученых. Достижения в области технологий, такие как инфракрасное сканирование, позволили искусствоведам внимательно изучить панели, приписываемые Босху, чтобы увидеть, соответствуют ли рисунки его работам. Со временем подтверждалось, что все меньше и меньше произведений искусства принадлежат Босху, и многие из них теперь приписываются его последователям.

Но даже при всех этих проблемах нельзя отрицать влияние Босха на мир искусства. Давайте посмотрим на два его самых известных триптиха, чтобы лучше понять его творческий замысел.

САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ

"Сад земных наслаждений" (ок. 1490–1510) Иеронима Босха (Фото из интернета)
"Сад земных наслаждений" (ок. 1490–1510) Иеронима Босха (Фото из интернета)

Несомненно, самая известная работа Босха "Сад земных наслаждений" является одним из шедевров западного искусства 15-го и 16-го веков. Считается, что этот триптих был написан между 1490 и 1510 годами и выставлен в музее Прадо в Мадриде. Интересно, что искусствоведы не думают, что он использовался как запрестольный образ, и его точное значение обсуждалось на протяжении веков.

Что мы знаем точно, так это то, что на левой панели изображен Эдемский сад, скорее всего, в тот момент, когда Адам знакомится с Евой. Странные, фантастические животные уже появились, выползая из норы на переднем плане. На заднем плане обитают экзотические животные, в том числе обезьяна верхом на слоне и жираф. Есть много символов, намекающих на сексуальную активность, которые делают "Сад земных наслаждений" совершенно уникальным изображением Эдемского сада, который обычно изображается как место невинности.

Левая и правая панели (Фото из интернета)
Левая и правая панели (Фото из интернета)

Центральная панель заполнена множеством обнаженных фигур. Некоторые развлекаются и резвятся с животными, в то время как другим нравится грызть фантасмагоричные фрукты. Эта сцена избыточно наполнена странностями, такими как человек, несущий на спине пару, заключенную в раковину мидии, и рыцарь с дельфином, плывущий на крылатой рыбе. Это изображение чрезмерного удовольствия интерпретировалось по-разному. Некоторые искусствоведы считают, что это показывает утопию до падения Эдемского сада, в то время как другие думают, что центральная панель действует как связующее звено между прошлым и будущим боковых панелей.

И хотя картина Босха имеет свои особенности, правая панель — это место, где он действительно дает волю своему воображению. Ад — это место, которое он уже много раз описывал, но здесь он выводит сюжет на новый уровень. В этом адском пейзаже мы, возможно, видим результаты дикой беззаботности, которой наслаждаются гуляки в центре.

Фрагмент правой панели (Фото из интернета)
Фрагмент правой панели (Фото из интернета)

Люди, поддавшиеся искушению, обречены жить в аду, и в фантазии Босха их ждет трудное путешествие. На этой панели мы видим горящие города, демонов и людей, которых истязают животные. Центральная фигура этой панели была названа Человеком-Деревом. Его раздутое туловище представляет собой разбитую яичную скорлупу, поддерживаемую стволами деревьев. Диск на его голове поддерживает демонов и их жертв, передвигающихся по набору волынок, который считается сексуальным символом. В мире Босха кажется, что похоть и сексуальность имеют высокую цену и символизируют грехопадение человечества. Это соответствовало бы морали Средневековья.

Сад земных наслаждений — это праздник для глаз, и зрители, безусловно, были очарованы как деталями, так и богатым воображением Босха на протяжении веков. Хотя мы не можем быть полностью уверены, что это означает, большинство свидетельств указывает на комментарий о грехах и осуждении человека.

ИСКУШЕНИЕ СВ. АНТОНИЯ

"Искушение святого Антония" (ок. 1500) Иеронима Босха (Фото из интернета)
"Искушение святого Антония" (ок. 1500) Иеронима Босха (Фото из интернета)

Триптих "Искушение святого Антония" был написан около 1501 года и показывает испытания и невзгоды святого отшельника Антония Аббата. Визуальные изображения его истории были обычным явлением в искусстве Средневековья и Возрождения. Святой Антогний провел много лет в пустыне отшельником, посвятив себя молитве, дьявол, разгневанный его решением, наслал многочисленные искушения, чтобы совратить его с духовного пути.

Босх использует свой фирменный символизм и причудливых персонажей, чтобы изобразить страдания Антония. На центральной панели святой изображен коленопреклоненным в центре. Вокруг него кружатся разные искушения, но он неотрывно смотрит в сторону своей кельи, в которой находится распятие. На панели есть несколько демонических групп, которые включают изображения дьявола. В одном случае дьявол играет на арфе, а в другом едет на цыпленке.

Фрагмент правой панели (Фото из интернета)
Фрагмент правой панели (Фото из интернета)

На правой панели изображены бегство и падение святого Антония. Здесь мы видим, как святого несет по небу стая бесов. Внизу утомленному святому Антонию помогают два монаха и мирянин. На левой панели мы видим версию Босха "Созерцание святого Антония". Отшельника искушает обнаженная женщина, которая появляется из дупла дерева, а стол с едой на переднем плане представляет собой еще один тип испытания.

Изображение этой истории Босхом было довольно популярным и породило множество копий, многие из которых существуют до сих пор.

Закрытый триптих (Фото из интернета)
Закрытый триптих (Фото из интернета)

НАСЛЕДИЕ

"Падение мятежных ангелов" (1562) Питера Брейгеля (Фото из интернета)
"Падение мятежных ангелов" (1562) Питера Брейгеля (Фото из интернета)

Непосредственное влияние Босха можно заметить в работах фламандского художника 16-го века Питера Брейгеля, его самого известного последователя. Изображения крестьянской жизни Брейгелем часто содержали гротескные персонажи, на которые явно повлияли фантастические картины Босха.

Гораздо позже, в ХХ веке, его работы станут фаворитами среди сюрреалистов. Любовь к фантастическим пейзажам и стремление к бессознательному, свободному воображению сделали картины Босха особенно привлекательными. В частности, влияние Босха можно увидеть в творчестве Сальвадора Дали, который видел "Сад земных наслаждений" в музее Прадо. "Великий мастурбатор" Дали даже включает изображения, похожие на те, что находятся на левой панели знаменитого триптиха Босха. Жоан Миро и Рене Магритт входят в число сюрреалистов, которые глубоко ценили его работы и включили элементы его иконографии в свои собственные картины.