Найти в Дзене
Советское Кино и не только

"Долгие проводы" - про мать, не желавшую признать, что сын вырос. Кстати, фильм-то и не запрещали, как оказалось...

Оглавление

История проста и банальна - жила-была женщина, растила сына, с мужем развелись давно. Сын вырос и теперь собирается поехать к отцу, а мать против - до истерики против.

Евгения (Зинаида Шарко), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)
Евгения (Зинаида Шарко), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)

И дело вовсе не в том, что она против общения сына с отцом, а в том, что она панически боится одиночества. Чувствует себя обузой, но всё равно ищет способы оставить сына при себе.

Казалось бы - ничего особенного в сюжете нет. В смысле - запретного, антисоветского, чуждого социалистическому строю. Тем не менее, фильм "Долгие проводы" лёг на полку.

Ему не повезло с самого начала: Наталья Рязанцева, автор сценария, рассказывала, что перекраивала свою историю неоднократно еще до того, как ею заинтересовалась Муратова.

Исходно это был сценарий о юноше, которого мать не отпускает от "юбки", о его раздражении и злости, которые к финалу растворялись, так как парню удавалось понять маму хотя бы отчасти.

Кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)
Кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)

Но в итоге, по инициативе Муратовой, героиней стала мама, Евгения Устинова (Зинаида Шарко), женщина еще не старая. У неё есть подруги, ею интересуются мужчины, но ни с кем нет душевной близости - поэтому она стремится удержать сына. С ним, впрочем, тоже душевной близости нет, но есть, хотя бы, материнская привязанность и ощущения права на распоряжение им.

"Я желаю знать, что ты надумал. Я – мать!" - заявляет Евгения, пытаясь контролировать не только жизнь сына, но и его мысли.

О запрете фильма "Долгие проводы"

Сама Муратова, пытаясь объяснить запрет фильма, говорила следующее:

Когда их спрашивали: «Почему?!», а они говорили: «Да вы сами знаете, почему». Это мелкобуржуазно, это буржуазно, это порочно, это порочит… Больше ничего!
Не надо снимать про кладбище, не надо снимать про смерть, не надо, чтобы действие вообще какой-нибудь сцены происходило в больнице, не надо упоминать того слова и этого слова.

Но вот ведь какая штука - фильмы в стилистике, подобной муратовской, вполне себе выходили.

И про кладбища было, и про смерть, и, тем более, про больницы. И про сложные семейные отношения, и про отчужденность... Словом - про всё то, в чём обвиняли Муратову.

Их, может, и не запускали первым экраном, но и не запрещали. Так, например, в 1970 году появились "Жил певчий дрозд", "О любви", "Городской романс"...

Так что, думается мне, придирки к Муратовой имели совсем другое основание, никак не связанное с качеством и "правильностью" её фильмов (а ранее режиссёру приходилось пробиваться так же мучительно трудно).

Саша (Олег Владимирский), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)
Саша (Олег Владимирский), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)

А связано с личностью самой Киры Георгиевны, её неуживчивостью и нежеланием идти на компромисс даже в мелочах.

Наталья Рязанцева, сценарист, рассказывала:

Кира говорила: «У меня нет чувства самосохранения». Видимо, это ей от родителей-коммунистов передалось, она разговаривала с начальниками как хотела, а не так, как надо было.

По-моему, тут всё яснее ясного, да?

Какой же начальник потерпит того, кто разговаривает "как хочет"? И тут даже кивать на "тоталитарный строй" не нужно - современные продюсеры любой страны и любой студии ровно так же пошлют лесом несговорчивого режиссёра.

Увы, но позволить себе делать то, что хочется, может только тот, кто сам финансирует свой проект. И никак иначе.

Евгения (Зинаида Шарко) и Саша (Олег Владимирский), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)
Евгения (Зинаида Шарко) и Саша (Олег Владимирский), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)

О звуках в фильме "Долгие проводы"

Для меня эта картина Муратовой гениальна в двух вещах.

1. Зинаида Шарко.

2. Звуковое оформление.

Я его отмечал и тогда, когда писал о "Коротких встречах"

"Короткие встречи": "кухонный фильм" от Киры Муратовой
Советское Кино и не только16 ноября 2022

Там, правда, я отмечал не столько звук вообще, сколько музыку Олега Каравайчука (а он и в "Долгих проводах" был композитором), но и там весь звук едва ли не более "говорящий", чем сам фильм.

Но как же мне нравится эта фокусировка на том, что слышно - лично у меня создается ощущение неспящего в ночи, когда каждый звук слышен отчётливей и громче, чем днём. А потому поневоле притягиваешься к нему.

И лишь потом "включается" зрение, то есть, "картинка" дополняет звук, а не наоборот...

Финал фильма "Долгие проводы"

Интересная штука с финалом - вроде, точка поставлена, но за этой точкой чувствуется нечто куда более многозначительное, нежели иные открытые финалы.

Евгения (Зинаида Шарко), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)
Евгения (Зинаида Шарко), кадр из фильма "Долгие проводы" (1971)

Видимо, потому что однозначности нет ни в каком из вариантов - уедет сейчас Саша или останется, но им всё равно придётся учиться выстраивать отношения.

И что-то мне подсказывает, что у героини Зинаиды Шарко это не получится. Потом парень пойдет в армию - и Евгении придется поневоле учиться жить самостоятельно.

А если не сможет и вновь начнёт манипуляции, то всё будет очень печально - опять же, при любом исходе...

И еще немножко

Фильм "Долгие проводы" хоть и был положен на полку, но не сразу - на экраны его, всё-таки, выпустили (тиражом 500 копий). Пробил его Сергей Герасимов.

А далее произошло странное - его сняли с проката, отозвали копии и уничтожили их. В "живых" осталось только три - те, которые успели припрятать заинтересованные люди.

Причем, 500 копий - это не так уж мало. Скажем, "Сталкер" Тарковского имел всего лишь 193 копии, а посмотрели его более 6 миллионов зрителей (включая меня, кстати). И я точно могу засвидетельствовать, что показывали "Сталкера" во всех кинотеатрах нашего города, а отнюдь не в каких-то неведомых клубах, которые надо было разыскивать.

Сдается мне, что и запрет фильма Муратовой - это легенда, которую сочинили в 1987 году, когда состоялась вторая премьера - уже громкая и распиаренная ("премьера фильма, 15 лет пролежавшего на полке!") .

А что же было в реальности?

А в реальности фильм "Долгие проводы" получил прокатное удостоверение и вышел на экраны в декабре 1971 года. Его успело посмотреть какое-от количество зрителей (от двух до пяти миллионов, я думаю).

А дальше в июне 1972 года выходит журнал "Советский Экран" с подведением итога зрительского голосования.

Из журнала "Советский Экран", № 10/1972 год
Из журнала "Советский Экран", № 10/1972 год

Где, как мы видим, "Долгие проводы" признаны худшим фильмом года.

Руководство Одесской студии рвёт на себе волосы, Госкино и ответственные чины из ЦК пинают их дополнительно, после чего во все прокатные конторы поступает распоряжение прекратить прокат.

А чего там прекращать было, если его уже за полгода откатали везде, получив нулевую прибыль и полупустые залы.

Зато дан старт легенде о запрещенном фильме...