Целевое обучение провалилось в очередной недобор, платное обучение финиширует с перебором. Не страшно повесить на семью годы всё возрастающей закредитованности, страшно бесплатно недоучиться по целевому набору и возвращать казне сущие копейки. Какие врачи получатся из пугливых и парадоксально мыслящих студентов медвузов?
Медвузы повсеместно, за редчайшим исключением, повысили стоимость платного обучения в среднем на 5-20%, но некоторые отличились соловьино-разбойничей беспрецедентностью. Повысили цену поступления на первый и последующие курсы и хватившие финансового лиха, и скромники в запросе, но все в повышении стоимости обвинили коммуналку и просто «цены», будто бы из бюджета не получают ни копейки и не иметь им без вспомоществования родителей студентов тепла со светом и воды в кране.
Повышали цену обучения ежегодно растущие проходные баллы на бюджет, стимулируемые востребованностью у абитуриентов, к примеру, в Санкт-Петербургские медвузы конкурс добрался до 19 человек на одно бюджетное. Бесплатное лимитировано и на 80-100% подрезано целевым набором, платные места не ограничены. Минздрав принципиально в платное не вмешивается, потому что вузы работают «в строгом соответствии с нормативными затратами на соответствующий год».
Статистика по целевому набору ещё «не вызрела» - приёмная кампания продолжается, но провал просматривается и неизбежен. В Пермском ГМУ из 371 места занято 70%, в Свердловской губернии заманивают в студенты-медики ежегодным губернаторским бонусом в 20 тысяч. Страшащиеся целевого контракта абитуриенты боятся вылететь за неуспеваемость и платить штраф в размере потраченного казной. Вузы понимают, что знания целевиков куда слабее, а программа для всех одинакова, отчислять больно, но нельзя не отчислять.
ЛПУ тоже рискуют, возможно, больше всех, работодатель не уверен, что целевик доучится, получив диплом, устроится на работу и не сбежит раньше обещанной трёхлетки. Автор Telegram-канала «Наука и университеты» Евгений Белый делится: «Сейчас я часто слышу, что врачи, которые пришли после целевого обучения, находятся в худших условиях по сравнению с молодыми специалистами, пришедшими с рынка труда. Администраторы думают: раз есть три года, значит, никуда не денутся — можно и о зарплате не думать».
Министр Мурашко пообещал, что «в этом году в практику придет 45 тысяч молодых специалистов», не исключено, что посчитали медиков с фармацевтами или к врачам прибавили выпускников колледжей. Страна получает врачей из 49 вузов Минздрава, 7 частных и 57 медицинских факультетов университетов. Сегодня обучается всего 321 тысяча студентов, через 6 лет дипломы получит не 53 тысячи запланированных, а куда как меньше – «за вычетом отчисленных».
Минздрав глубоко в оптимизме - верит, что выбрал правильную дорогу к ликвидации врачебного дефицита, что абитуриент пойдёт на целевой набор, что трудоустроится по контракту и отработает 3 года. Жизнь такова, что не прошедший на бюджет абитуриент слезами толкает родителей взять кредит на учёбу, не обещая его отработать, потому что с зарплатой врача гасить и не загасить лет десять. Изначально запланировавших учиться платно в расчёт не берём, им пама-мама задолго накатали дорожку в профессию, их в первичке и не видели, и не ждут.
Узнавайте о всех важнейших изменениях в отечественном здравоохранении раньше всех на портале МирВрача