B минувшую субботу довелось наконец увидеть легендарный конструктивистcкий вокзал в Иваново, который 3 года назад открыли после масштабной реконструкции с реставрацией. Ее все хвалили и не просто так.
Само здание – работа архитектора Владимира Каверинского. Вокзал был построен к 1933 году с последующими с поновлениями в 50-х и 80-х.
Снаружи вокзал до 80-х гг., как я погляжу, в целом сохранял исходный вид.
В 90-е его, конечно, ухандокали.
Сейчас вокзал отчистили от «наростов» и вернули практически к прежнему проекту (осознаю, что пишу «по верхам», в сети есть подробные материалы о всей реставрации - прим. автора). Не 1:1, конечно. Двери с полукруглыми стеклами или расцветка в духе авангарда – нынешнее решение. Судя по старым фото, вокзал был окрашен изначально в бордовый цвет со светлой входной группой.
А вот угловое остекление на торцевых корпусах не вернули. Однако выделили это место цветом. На фасаде аналогично – что красное, то когда-то было стеклом.
Впрочем, я не докапываюсь – большое дело сделали. Нам все уже повезло, что проект реставрации максимально похож на исходный, а не с современными притопами и палехскими медальонами (а ведь такие варианты были).
Бухчу только, что фиг мне, а не нормально было снять вокзал с фасада –ровно перед входом стоит дорожный знак. =/
Пойдемте внутрь.
Изначально внутренний объем был один, в 50-е его разделили на два зала:
«Синий» и «Красный».
Вот основной ныне «Синий» зал: лавочки, кассы, табло и кафе.
А вот в «Красный», с отделкой из 80-х (которую, что ценно, сохранили), я только засунула нос. И зря только нос – не увидела революционное панно на стене и олимпийскую мозаику 1980 на полу. Подразумевается, что это будет зал не просто, а выставочно-лекционный, но на прошлой неделе была пустота.
В «Синем» посередь зала поставили ткацкий станок 1991 года – автоматический пневморапидный, что бы это ни значило.
Кому интересно, дублирую надпись с таблички у станка (пунктуация сохранена):
«Станок ткацкий автоматический пневморапидный –
АТПР 100-4М, изготовлен в октябре 1991г.
На Климовском машиностроительном заводе имени В.Н. Доенина Предназначен для выработки тканей из хлопчатобумажной пряжи и смесок (с содержанием хлопка не менее 70%) полотняного, сатинового и саржевого переплетений.
Ширина вырабатываемой ткани 100 см.»
Что касается декора и отделки – что-то восстановили, что-то сделали с нуля, но аналогичное.
Гипсовые барельефы – это следы бывшего в этой части зала ресторана, обновленные. Судя по стилистике, это привет из 80-х.
Узор на колоннах – принт агитационного ивановского ситца. Очень одобряем.
Кафе вышло почему-то ар-декошным, но симпатичным.
Как и фонари над кассами (то ли ар-деко, то ли такой модерн). Это решение не поняла. Зато оцените стильные лавочки с розетками.
Полукруглые красные мозаики – оригинал.
В здании вокзала есть бизнес-зал, который я не видела, и даже гостиница. Знакомая в ней останавливалась, хвалила: современный ремонт, но шумновато.
И еще несколько фото:
И пару кадров окрестностей.
С торцов вокзала во второй половине XX века построили здания, которые украсили масштабными мозаичными панно художников Грибова и Малютина.
На доме слева – панно «Героям Гражданской и Великой Отечественной». Дом справа не сняла. Там мозаика «1905 год».
Напротив вокзала в 1977 году воздвигли скульптуру «Молодым революционеркам текстильного края». В народе ее называют «Медуза Горгона», «Голова», «Железная голова» или «Миссис Доуэль».
Плюс на Вокзальной площади мы видим новодельный Собор Вознесения Господня, который строили с 2008 по 2018 на пожертвования и не без мутных трудностей. Этот храм – как бы дань снесенному неподалеку в Советское время храму XIX века (то был проект Тона, между прочим).