Найти тему
Любовь Левшинова

Великий и ужасный Якобсон

Или: о необычных традициях

Третий звонок. Мы поспешили к своим местам. Восьмой ряд! Партер! 28 декабря в Мариинском — мы не верили своему счастью.

Люстра над головой заставляла задерживать дыхание, атмосфера сказки резвилась в ладошках детей. Мы в предвкушении достали фамильные бинокли. Будто сами очутились в сказочной стране.

Заиграла музыка. Чайковский заставил слезы навернуться на глазах. Поднялись партьеры. Начался балет…

Я в замешательстве посмотрела по сторонам: я же не одна это вижу?!

Встретилась с удивленными глазами мамы и сестры — не одна.

Мы нервно хохотнули. Может в следующей сцене наряды не будут из бледного атласа, а мускулистых балерин сменят тонкокостные?

Шок. Мариинский всегда задавал уровень.

Учитывая, что недавно мы были здесь на Лебедином озере и плакали от волшебства на сцене и лёгких прыжков всей труппы.

От воспоминаний меня отвлек топот. Звук шёл со сцены — выпархнул табун снежинок.

Я опять недоуменно нахмурилась: у меня глюки? Я себе придумала предыдущие постановки? Или в Мариинке так танцевали всегда?

Запутали две солистки снежинки, прыгающие высоко и бесшумно. Но в реальность вернули их коллеги. Топот продолжился, а хореография не оставляла вариантов — это реальность. Унылая, весьма посредственая и поднимающая самооценку — нечто подобное мы с сестрой ставили когда пошли на белет в десять лет. Кто бы мог подумать, что это уровень Мариинского!

Я засмеялась в голос, когда снежинки в крутящихся 'па' уходили со сцены. С поднятыми вверх. Прямыми. Руками. Будто фермерские курочки на шампурах. По крайней мере так балерин выставил хореограф.

Балет продолжил удивлять. Тем, что балета тпм было мало.

Восточный танец в сказочной стране пятеркой… балерин? Был настолько унылым, что мама, которая мечтала о Щелкунчике больше полугода, отвернулась решать кроссворд.

Проходка по сцене с «восточными» руками в костюмах Жасмин — не называется восточным танцем и даже его вариаций. Хотелось бы донести это до… хоть до кого-то…

Солистка по середине, которая играла такую же проходку матери Маши вначале… очевидно, очень гордилась накаченной в зале попой.

Либо гордился ею хореограф. Потому что в обоих выходах у танцовщицы было движение бёдрами, настолько далёкое от любого понимания балета и так напоминающее тверк, что я дернулась, как от пощечины, посмотрев на сестру профессионального — танцора и балерину

«Тверк» мы сказали синхронно.

Больше ничего удивительного в восточном танце не было.

А затем шли народные номера в сказочной стране «кукол». Хотя можно писать без кавычек — хореограф решил, что ими все балерины и будут. Отдал «вытягивающие» танцевальные связки парням. Две девушки, в русском, неополетанском, китайском танце, были просто нарядным фоном.

Скучно нарядным — с течением истории костюмы не улучшились.

Вальс. Его я не восприняла — казалось, это прогон перед спектаклем, а настоящий балет будет позже.

Движения пустые, хореографию будто никто не ставил вообще — во время музыкальных кульминаций балерины делали проходки по сцене. Про синхрон все забыли ещё вначале, про это даже не пишу.

А затем было то, чего я так ждала. Апофеоз Щелкунчика. Последние два месяца я слушала его на повторе и каждый раз плакала от пронзительных эмоций в музыке.

И сказку я в детстве любила — слушала и читала много раз.

Почему уже кульминация, спросите вы? Может я странно пересказываю? Нет. Был бал, танец Маши и Щелкунчика, появились мыши, а дальше все что читаете тут:))

Поняли ли зрители, что в постановке вообще был сюжет? У меня есть мнение пятерых — не поняли.

Кульминация! Перестановка тел слогаемых. Суммы — хреновой постановки — не меняет. Хотелось плакать не от того, как она трогает, а глядя на танцовщиков… от жалости.

Маша и пять танцоров. Ее не видно за мускулистыми ногами танцовщиков. К чему был этот гэнг бэнг?

Финальная точка — поддержка из ледникового периода или танцев со звёздами. Эффектно, но не для сцены Мариинского театра.

Мама в то время медленно грустнела рядом. Казалось, хотела на секунду веселиться в тело одного из танцовщиков и уронить солистку, чтобы не терпеть этого больше.

Да, терпеть. Но моему четырехлетнему соседу сзади очень нравилось, вы не подумайте, пишу я только о своём мнении!

А Маша… Солистка видимо была безмерно счастлива, что ей дали главную роль. Потому что огромная приклеенная улыбка не сходила с лица. И дело не в правилах сцены — другие эмоции показывали соответственно сюжету. Тут не было ни замешательства, ни интереса. Только лыба. У меня такая же к концу была — от переклиняных нервов.

В шоке были все. А мускулистых балкрин и отсутствие хореографии видели не только мы, я потом отзывы почитала.

Целый день обсуждали увиденное. Настроение у меня было на высоте — я даже на комедии целых два часа не смеялась. А тут — каждый четвёртый счёт- что-то новое! То солистка в бок завалится, то парень своими бёдрами партнёршу закроет, то кто-то на заднем плане вытрет пот со лба.

Я была в восторге. В нервном, шоковом, странном, испанском и стыдном, но восторге.

И мне пришла гениальная идея по итогу: решила, это будет наша семейная традиция — ходить на Щелкунчика Якобсона. Потому что это необычно.

Потому что на Щелкунчик под новый год в знак традиции с семьёй ходят многие.

А на плохой балет — далеко не все.

Спасибо всем причастным за новую объединяющую семью традицию. И задорное настроение — смех не сдержать при каждом воспоминании.

С наступающим! Продолжайте радовать зрителей💛