Господь создал грех, чтоб мы могли познать Его милость.
"Фрукт мудрого человека" или "musa sapientum" (лат.) - банан.
Мораль и нравственность - это сёстры-близнецы, родившиеся у достойных родителей, но разлучённые в младенчестве и воспитанные в разных семьях. Кто из них старшая узнать до сих пор не удалось - метрики были утеряны сразу после рождения малышек. Мораль забрали себе служители культа, а Нравственность - простые миряне. Первую учили идеям и мыслям, а вторую - делам и поступкам. Обе девочки выросли хорошие, правильные, но одна - на словах, а вторая - на деле.
В нашем сегодняшнем сюжете морали и нравственности будет поровну, но в основном речь пойдёт о любви, долге и выборе. Будет интересно. Смотрим фильм режиссёра Маршалла Херсковица "Честная куртизанка" (1998). Это экранизация биографии венецианской куртизанки XVI века Вероники Франко, по книге Маргарет Розенталь.
Венеция, 1583 год. Богатые и бедные граждане свободной республики под неусыпным оком инквизиции живут по интересам и согласно достатку. Особенно сладко живут всякие дожи и вельможи, но это уже истина, которая вне времени и границ обитания.
Юная венецианка Вероника Франко (Кэтрин Маккормак) стоит на пороге взросления. Она красива и образованна, пишет стихи, но, увы, девушка бедна. Конечно, не до такой степени, чтобы наниматься в прачки, но и брак с аристократом или просто с богатым ей не светит - приданного-то нет. А брак в тут пору - это серьёзный контракт, а не памфлет о любви.
Почему мы вдруг заговорили о браке? Так время подошло. Девушка влюбляется в Марко Веньера (Руфус Сьюэлл), брата своей подружки, который только что вернулся из Рима. Это очень богатая, родовитая семья, члены которой правили Венецией семьсот лет. Марко тоже предстоит стать сенатором, а для этого он должен вступить в династический брак, одобренный родителями и церковью. Но он молод, красив, весел и ... неравнодушен к Веронике. Да что там - он влюблён в неё!
А вот это, скорее, проблема, ведь отец Марко считает, что брак его сына с этой девицей невозможен. Он и невесту подходящую сыну уже нашёл. Знакомьтесь: наискучнейшая из наидостойнейших - Джулия Де Лецце (Наоми Уоттс).
Правда жизни ввергает Веронику в отчаянии, она не знает как жить дальше. На выручку приходит мудрая маменька девушки. Паола (Жаклин Биссет) просто и ясно предлагает своей дочери стать куртизанкой. Более того, она признаётся, что и сама в молодости ей была.
Вероника вне себя от такой перспективы. Да ни за что! Скорее она уйдёт в монастырь! Пожалуйста, соглашается матушка и устраивает дочке экскурсию в сестринскую обитель. Молодая, красивая и влюблённая в жизнь и в Марко девушка уже в начале осмотра экспозиции бежит из этого скорбного музея как заяц от погони. Уж лучше на панель...
Спокойно, дочка, до панели не дойдёт, если будешь делать всё правильно. Слушайся маму и будешь сыта, здорова и богата. И помни главное правило куртизанки: люби любовь, а не мужчин, чтобы не оказаться в их власти. И Паола берётся учить дочь теории и практике любовного дела. О премудростях этой науки фильм вам расскажет лучше меня, смотрите сами и заодно узнаете о бананах.
А между тем, чувства Вероники и Марко разгораются как лесной пожар. Вероника почти смирилась с наличием жены у своего любимого, а он - с её профессией. Поддерживать баланс у них получается довольно плохо, особенно когда Веронике приходится для блага Венеции и всего христианского мира встречаться с королём Франции. Что поделать, это было его непременное условие, в противном случае, он бы не дал корабли для борьбы с турками, уже осадившими Кипр и угрожавшими всей Европе.
Что было дальше? А дальше была чума. Да-да, самая настоящая, бубонная. И это было пострашнее турков - 56 тысяч жизней унесла эпидемия в одной только Венеции. Что делать? Молиться, конечно! Лекарства-то нет. А кто виноват? Куртизанки, естественно! Все они ведьмы, наславшие на их славный город кару небесную. Богохульницы ворожат и колдуют на честных мужчин, против их воли овладевают их телами и душами, вынуждая изменять добропорядочным жёнам и идти против Бога.
И тут слово взяла Святая инквизиция. О том, что она сказала Веронике, что та ей ответила, нашла ли утешение и поддержку честная куртизанка - узнаете сами, если решите посмотреть это интересное кино. Я же умолкаю, но могу лишь вас заверить, что свою любовь Вероника Франко не предала.
Вероника Франко, прекрасно изображенная в фильме Кэтрин Маккормак, была реальным человеком. Она родилась в 1546 году и была самой известной куртизанкой в Италии. У женщины было шестеро детей, трое из которых умерли в младенчестве. Вероника была просвещённым начитанным человеком, имела большую библиотеку, писала стихи. Она умерла в 1591 году в возрасте сорока пяти лет. В фильме, естественно, много придуманного, но ведь кино - это искусство, а не исторические хроники и бытописание.
Рекомендую к просмотру это замечательное кино всем совершеннолетним зрителям, не склонным к морализаторству и нравоучениям. Уверена, вы высоко оцените сценарий, каст, постановку и художественные решения картины. А также немного поразмыслите о морали и нравах, о том, что в них настоящее, а что наносное. Но главное, вы сможете оценить основное достоинство этого фильма - красивую историю любви героев.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее, оставайтесь на О!СЮЖЕТ.
И помните: грехи существуют, чтобы ими наслаждаться самому, а не чтобы от них страдали другие.