Найти тему
Мир в кармане.

"22 минуты"- фильм и реальные событиия. Как русские морпехи освободили танкер "Московский университет" захваченный сомалийскими пиратами.

Кадр из фильма "22 минуты". 2014 год. Россия.
Кадр из фильма "22 минуты". 2014 год. Россия.

В мае 2014 года на широкие экраны наших кинотеатров вышел неплохой российский боевик "22 минуты".В киноленте показано, как недалеко от государства Сомали в Аденском заливе, пираты захватили российское торговое судно транспортирующее сжиженный газ.

На помощь морякам пришел спецназ русского военного корабля находившего неподалеку. Уникальная боевая операция, которую показали в фильме, довольно ярко и правдоподобно, была проведена молниеносно, а точнее всего за 22 минуты, в результате которой весь экипаж танкера был освобожден, а пираты обезоружены.

Танкер " Московский университет".
Танкер " Московский университет".

Многие из Вас, те кто посмотрел данную киноленту, да и просто читающие и любознательные люди, в курсе того, что сюжет данного фильма основан на реальных событиях, которые произошли в мае 2010 года в Аденском заливе.

Именно тогда, а вернее 5-го мая 2010 года, нефтеналивное судно с российским экипажем" Московский университет" под флагом Либерии шло по Аденскому заливу недалеко от берегов Сомали. Экипаж из 23-х человек перевозил почти 90 тыс. тонн сырой нефти и направлялся вдоль побережья Африки через Красное море и Аденский залив в Китай.

Карта района с Аденским заливом.
Карта района с Аденским заливом.

Данные места являются очень оживленной судоходной зоной, которые соединяют между собой маршруты между Европой и Азией. Другого такого кратчайшего пути просто не существует. Путь вдоль всего африканского континента через Суэцкий канал, Красное море и Аденский залив является настоящей золотой жилой для морских перевозчиков.

Однако в начале XXI века именно этот маршрут стал довольно опасным из-за разгула современных пиратов, которые, с территории государства Сомали, стали частенько захватывать торговые суда идущие в нейтральных водах, с целью выкупа или грабежа. Вооружены такие лихие люди обычно довольно современным стрелковым оружием и иногда даже гранатометами и чаще российского производства.

Сомалийские пираты.
Сомалийские пираты.

По той же самой схеме действовали местные флибустьеры и утром 5-го мая 2010 года, когда на горизонте увидели огромный танкер. Хотя судно " Московский университет" и шло почти в 400 милях от сомалийского берега, но для скоростных лодок пиратов это оказалась не проблема.

По горячей, от утреннего солнца, палубе нефтеналивного судна к капитану Юрию Тульчинскому подбежал вахтенный помощник и доложил, что к судну направляются несколько подозрительных шлюпок и по той скорости с которой катера шли наперерез танкеру, это были явно не рыбаки.

-5

Самые худшие подозрения капитана судна " Московский университет" не заставили себя долго ждать. Приблизившись к судну с одной из лодок был произведен выстрел из гранатомета, разрыв произошел на верхней палубе танкера. В том, что это именно морские пираты, сомнений уже не было.

Капитан корабля по радиосвязи начинает просить о помощи, в надежде, что его сигнал услышит хоть какой- нибудь военный корабль, расположенный в этом регионе.

Кстати сказать, что с начала 2000-х годов, после того как сомалийские пираты очень сильно активизировались и стали частенько атаковать торговые суда в районе Аденского залива, было принято международное решение о патрулировании особо опасного региона военными кораблями заинтересованных государств в том числе и России.

Большой противолодочный корабль " Маршал Шапошников". Россия.
Большой противолодочный корабль " Маршал Шапошников". Россия.

Именно тогда в данном неспокойном регионе нес свою вахту российский большой противолодочный корабль( БПК) " Маршал Шапошников". Ранним утром 5-го мая 2010 года каптан военного корабля Ильдар Ахметов находясь в рубке, слышит по радио призывы о помощи, которые посылает танкер " Московский университет".

Он понимает, что расстояние которое сейчас между ними, а это было порядка 800 километров, даже такой современный военный корабль, как "Маршал Шапошников" может преодолеть часов за 18, это в лучшем случае.

Два российских капитана связываются друг с другом по рации и командир танкера получает очень важную инструкцию, как вести себя в таких экстремальных ситуациях. Необходимо было по возможности стараться маневрировать, причем на полной скорости и если будет абордаж судна, то постараться забаррикадироваться в одном из труднодоступных помещений.

Атака сомалийских пиратов на судно.
Атака сомалийских пиратов на судно.

Весь экипаж танкера "Московский университет" начинает отбивать атаки сомалийских пиратов, всеми доступными методами. Маневрирование огромного судна, скорость которого максимум 13 узлов, а это приблизительно 25 км/ч. ни к чему не привели. Скоростные катера современных флибустьеров быстро нагнали свою жертву.

Водометы и подручные средства, которыми экипаж корабля, пытается не подпустить захватчиков близко, помогают на некоторое время. В тему сказать, но на любых гражданских судах запрещено иметь на борту огнестрельное оружие и по этой причине в ход идет все, что может хоть на короткое время остудить пыл нападавших. Были использованы: самодельные рогатки, системы пожаротушения и водометы.

Экипаж судна " Московский университет" во время захвата пиратами. Май 2010 год.
Экипаж судна " Московский университет" во время захвата пиратами. Май 2010 год.

Однако, активная защита танкера российским экипажем, только разозлила пиратов. С одной из лодок, подошедший уже на близкое расстояние, по нефтеналивному судну был открыт огонь из подствольных гранатометов и стрелкового оружия. Тем временем со второго катера атакующих, начинается абордаж танкера, с использованием длинных десятиметровых лестниц.

Капитан " Московского университета" Тульчинский понимает, что шансов отбиться от пиратов у него нет, однако надежда дождаться помощи от российского военного корабля была высока. Капитан принимает решение укрыться всему экипажу в румпельном отделении, чтобы ни один человек не попал в руки пиратов. Если атакующие возьмут заложников, то освободить судно будет просто нереально.

Кадр из фильма "22 минуты". Россия 2014 год.
Кадр из фильма "22 минуты". Россия 2014 год.

Тем временем капитан БПК " Маршал Шапошников" Ильдар Ахметов узнает о том, что экипаж танкера полностью забаррикадировался в румпельном отделении, а на борт уже поднялись пираты и пытаются найти хоть одного члена экипажа. Ахметов понимает, что медлить нельзя и во время пути к танкеру он связывается с владельцем судна " Московский университет", чтобы получить от него схемы, карты и фото всех отделений судна.

Получив всю доступную информацию, на борту российского военного корабля начинают разрабатывать операцию по освобождению танкера от пиратов. БПК "Маршал Шапошников" подходит к захваченному судну около двух часов ночи. К этому времени пираты находящиеся на палубе узнают, где находится экипаж и пытаются всеми доступными способами разобрать баррикады, чтобы захватить заложников.

Военный корабль "Маршал Шапошников". Россия.
Военный корабль "Маршал Шапошников". Россия.

Связь между двумя капитанами не прерывается. Командир военного российского корабля узнает, что экипаж танкера пока в безопасности, но медлить нельзя. Расстояние от корабля " Маршал Шапошников" до нефтеналивного судна " Московский университет" было всего около 600 метров.

В кромешной ночной тьме, с борта противолодочного корабля поднимается вертолет Ка-27 и подлетает к танкеру. Винтокрылая машина не включает осветительных приборов, а специально отвлекает пиратов, чтобы те думали, что штурм судна начнется с воздуха. В сторону вертолета, по шуму винтов, захватчики начинают активно стрелять из стрелкового оружия. В ответ по ярким вспышкам с палубы, открывают огонь и наши пилоты.

-11

Пока ведется перестрелка пиратов с вертолетом к танкеру подплывают три лодки со штурмовыми группами русских военных моряков по шесть человек в каждой. На борт подготовленные ребята попадают быстро. Оказавшись на палубе морпехи начинают прочесывать территорию. Неожиданно, на связь с командиром группы по рации выходит главарь бандитов и на английском языке пытается объяснить, что все члены экипажа судна "Московский университет", захвачены.

Однако, все штурмовые группы знают, что наши моряки находятся в безопасности и по этому активно штурмуют танкер. Бой продолжался всего около 30 минут. Тем временем с вертолета Ка-27 была расстреляна ходовая рубка, где и скрывалась основная группа бандитов во главе с предводителем. Несколько сомалийских пиратов получают ранения, остальные предпочитают сдаться.

Пленные сомалийские пираты на палубе танкера " Московский университет". Май 2010 года.
Пленные сомалийские пираты на палубе танкера " Московский университет". Май 2010 года.

Во время молниеносной операции по освобождению танкера от пиратов ни один солдат из штурмовых групп не пострадал. Экипаж танкера был освобожден и с радостью встретился со своими соотечественниками морпехами с БПК " Маршал Шапошников".

Как поступить с сомалийскими охотниками до легкой наживы решали довольно долго. Есть определенные предписания, как поступать с такими бандитами. Их либо этапируют в тюрьмы Кении или Сейшел, но туда надо еще добраться, либо везти их на суд в страну, по месту приписки корабля захватившего флибустьеров. Однако тащить с собой десяток чернокожих разбойников в Россию капитан военного корабля отказался.

Сомалийские пираты плывут домой.
Сомалийские пираты плывут домой.

Пиратов решили отпустить с миром, забрав у них все оружие и дав немного воды и еды. Врач БПК " Маршал Шапошников" оказал помощь четырем раненым сомалийцам и все они были посажены в лодку на которой и атаковали танкер.

По одной из версий, эта банда чернокожих ребят так и не добралась до берега, так как сигнальный маячок, который оставили наши военные на лодке, перестал работать где-то на середине пути. По некоторым данным, отправленные домой пираты сбились с курса и утонули в море так как их не снабдили средствами навигации, а найти берег в открытом море очень проблематично.

Капитан танкера "Московский университет" Юрий Тульчинский в форме.
Капитан танкера "Московский университет" Юрий Тульчинский в форме.

Как бы там ни было, но весь экипаж нефтеналивного судна " Московский университет" вернулся на родину живыми и невредимыми, за что они очень благодарны нашим военным морякам с корабля "Маршал Шапошников".

С тех пор утекло много времени, но после того, как российские военные моряки продемонстрировали свою силу пиратам в Аденском заливе, ни одного происшествия с судами из России в этом неспокойном регионе не было. Будем надеяться и в будущем местные бандиты будут обходить торговые суда с российскими экипажами стороной.

СТАТЬИ НА ПОХОЖИЕ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ.