Установление власти нового императора не означало завершения катастрофы. Первые несколько лет Ираклий устраивал административные и династические дела в столице. Он окружил себя родственниками, и только зять Фоки Приск сумел вовремя перейти на его стороны и сохранить высокое положение.
Именно при Ираклии Восточная Римская империя становится Ромейской, перейдя на греческий как на государственный язык. Собственно, в восточных регионах Римской империи греческий всегда был равноправен с латинским и в гражданском обиходе более употребим. Но языком двора и армии оставался латинский, на котором был составлен и "Кодекс Юстиниана". Теперь же ситуация зеркально изменилась - греческий стал основным, а вульгарная латынь оставалась вторым языком только в итальянских и африканских владениях Империи.
Тем временем персы не сидели на месте. Полководцы Ирана, марзабаны Шахин и Фаррухан Шахрвараз терзали Анатолию разорительными походами.
Сам шах Хосров вел планомерное завоевание Леванта. Местное население, в основном монофизитское по религиозным взглядам, было не особо лояльно Константинополю, проводившую жесткую политику утверждения Халкидонского символа веры.
В 613 г. войску Хосрова сдались Апамея (ныне Калаат аль-Мудик под Хамой), Эмеса (Хомс) и Дамаск. В 614 г. персы осадили Иерусалим. Он один из левантийских городов оказал упорное сопротивление и за это поплатился ожесточенным штурмом и резней. Зороастрийцы сожгли Храм Гроба Господня и вывезли из него в Кетсифон Животворящий Крест, Копье Лонгина и другие реликвии.
Осенью 616 г. Шахрвараз вторгся в Египет. Копты не оказывали сопротивления. Греческие войска во главе с экзархом Никитой весной 617 г. укрепились в Александрии и оборонялись целый год, после чего Никита вместе с александрийским патриархом Иоанном V Милостивым бежали вместе с флотом на Кипр. Потеря Египта лишила Константинополь важного источника зерна и доходов. Торжествующий Хосров писал Ираклию:
Любимый богами господин и царь всей земли, рождённый великим Хормаздом, Хосров — Ираклию, бессмысленному и негодному рабу нашему. Не желая отправлять службу рабскую, ты называешь себя господином и царём; ты расточаешь сокровища мои, находящиеся у тебя, и подкупаешь рабов моих. Собрав разбойничьи войска, ты не даёшь мне покоя. Разве я не истребил греков? Ты говоришь, что ты уповаешь на своего Бога. Почему Он не спас Кесарии, Иерусалима и великой Александрии от рук моих? Неужели ты и теперь не знаешь, что я подчинил себе море и сушу; разве я теперь [не могу] разрушить Константинополь, но я отпускаю тебе все твои преступления. Возьми жену свою и детей и приди сюда; я дам тебе поля, сады и оливковые деревья, которыми ты можешь жить, и мы с любовью будем смотреть на тебя. Да не обманет вас тщетная ваша надежда — Христос, который не мог спасти себя от евреев, которые убили его на кресте. Как же он избавит тебя из рук моих? Если ты сойдёшь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя, и тогда увидишь меня, каким бы ты не желал видеть.
Ираклий, между тем, потерял свою жену Евдокию и женился на племяннице Марине, что вызвало всеобщее возмущение. В сочетании с известием о потере Египта это вызвало у него колебания - не вернутся ли в Карфаген. Но устоять помог константинопольский патриарх Сергий, открывший для нужд василевса церковные сокровищницы и зернохранилища, и убедивший венценосное семейство остаться в Городе.
После этого момента слабости Ираклий взял себя в руки и начал готовить реванш. В 622 г. он отплыл в порт Пилы неподалеку от Никомидии (ныне Измит, Турция), где был развернут лагерь войск, готовившихся к большому походу на Восток. Здесь он приступил к очередной своей великой реформе, определившей будущее Империи Ромеев на века - формированию фем. Первоначально было сформированы 7 фем в самой важной и густонаселенной части империи - Анатолии. Опсикий был "гвардейской" фемой, Оптиматы, Букеллария, Фракиссия, Анатолик и Армениак - армейскими, а Кивирреоты - флотской.
Это было не только новое административное устройство с объединением административной и военной власти в руках стратигов, но и новое социальное условие с выделением социального слоя военнопоселенцев стратиотов, обязанных военной службой в обмен на освобождение от налогов. Что в значительной мере было заимствованием опыта варварских королевств германцев V-VIII вв.
Мною уже описывалась история ранних тюркских булгар и их вражды с хазарами.
А началась она именно с того, что около 610 г. вождь унногундуров Кубрат объединил булгарские племена в Северном Причерноморье и вышел из-под власть как Аварского каганата, господствовавшего с середины VI в. над племенами кутригуров между низовьями Днестра и Дона, так Западно-Тюркского каганата, подчинявшего себе утригуров между Кубанью и низовьями Дона и Волги. Благоприятствовали ему в этом смуты среди западных тюркютов, отделившихся в 603 г. от восточных собратьев, и увлеченность авар походами на Балканы. Дунайский лимес после при Фоке был заброшен, а у Ираклия руки до него не доходили. Авары несколько раз доходили до стен Фессалоник и Адрианополя. Находившиеся у авар в подчинении славянские племена, пользуясь крахом ромейской оборонительной системы на Балканах, активно расселелись на равнинах и в долинах, вытесняя волохов, как они называли романоязычнох подданных Империи, в горы.
Ставкой Кубрата считается Прищепинское городище на юге Полтавской области. Кубрат придерживался византийской ориентации, он посетил Константинополь, где принял крещение - по легенде его крестными родителями были Ираклий и его первая жена Евдокия, и получил сан патрикия. Однако на первых порах он не принмиал титула кагана, стараясь не провоцировать врагов как с востока (тюркютов), так и с запада (авар).
Сам Западно-Тюркский каганат стабилизировался при Шегуй-кагане (610-618) и наследовавшем ему его младшем брате Тон-ябгу-кагане. Но правители. сидевшие на троне в Суябе (в Чуйской долине), были озабочены соперничеством с Сасанидами за господство над богатыми городами и оазисами Согда в Средней Азии и над торговыми путями, проходившими через них из Китая в Иран. Они мало интересовались бедными западными окраинами своей империи, где над кочевавшими в Восточном Предкавказье осколками гуннов - савирами или барсилами, а также жившими в долинах низовьев Терека и Волги земледельцами-хазарами утвердила свою младшая ветвь тюркской династии Ашина, номинально признававшая старших родственников и носившая титул эльтеберов.
А на восточной окраине Ойкумены империя Суй не успев утвердиться начала искать себе гибель. В 612 г. император Янди возобновил войну против государства Когурё, которое занимало территории севера Кореи и юга Манчжурии и объединяло местные народности. Господствовала среди них не сохранившаяся до наших дней народность, говорившая на языке, близком к протояпонскому..
Война развивалась крайне неудачна. Толпы мобилизованных китайских крестьян не могли справится с профессиональными и мотивированными когуресскими воинами. Из 305 тыс. отправившихся в поход вернулось на Ляодун только 2700. Поход 613 г. был не особо успешнее. Колоссальные налоги и трудовые повинности ради строительства Великого канала, ведения войны и обеспечения роскошного двора императора вызвало в 613 г. восстание Ян Сюньюаня.
К нему присоединились его брат Ян Сюаньтин и Ли Ми, они попытались захватить столицу, но Лоян устоял. Военачальник Ян Ичэнь смог подавить ряд восстаний, но император, опасаясь его усиления, отозвал его, и вместо того, чтоб заняться своими владениями в 614 г. снова попытался вторгнутся в Когурё - и опять был разбит, и лишь после этого он вынужден был заключить мир. Но было уже поздно - восстания в бассейне Хуанхэ разгорелись, как пожар в лесу во время засухи. К 617 г., когда Янди, сбежавший в низовья Янцзы, был удавлен своими полководцем Юйвенем Хуаци, большая часть территории страны контролировалась различными повстанцами.
На этом фоне гегемоном Северного Китая стал недавний клиент и данник Суй - восточнотюркский Шибир-хан.
Союз с ним заключил и Ли Юань, северокитайский военачальник и наместник города Дасин. Он происходил из семьи давно окитаенных тоба - древнемонгольского народа, чьи вожди основали династию Вэй, (правившую Северным Китаем в 398-535 гг.). Он хорошо знал как китайскую, так и степную культуру, и был своим как для китайцев, так и для тюрков. После гибели Янди он захватил его малолетнего внука, провозгласил его императором Гуанди, а свой город, переименованный в Чаньань - столицей. Но уже в 618 г. он сам провозгласил себя императором новой династии Тан под именем Гаоцзу.
Он предложил Шибир-хану дары и союз, и тот поначалу согласился, но в 619 г. рассудил, что объединение Китая под властью Тан опасно для тюркютов и пошел в поход против Ли Юаня, однако умер вскоре после перехода через Хуанхэ. По возвращении войска в Отукен, его младший брат Силид-бег-шад был избран каганом под именем Чуло-хана. Он продолжил политику Шибир-хана, принимая сторонников Суй и прочих противников Тан. Однако он умер, возможно, не случайно, в подготовке к новой компании против Ли Юаня. Но и его младший брат и наследник Багадур-шад, ставший каганом под именем Кат-Ильхан продолжил прежнюю политику, за исключением переноса столицы в предгорья Хингая.
Летом 621 г. Кат-Ильхан вторгся в Китай. Тюркюты одержали ряд побед над войсками приграничных губернаторов, но зато угроза с севера убедила многих колебавшихся соперников Ли Юаня присоединится к Тан. В итоге летом 622 г. Кат-Ильхан с войском вынужден был отступить в степь. Установилось равновесие, но консолидация Китая под властью Тан делала неизбежным его нарушение.