Гуннское нашествие не уничтожило многочисленное население Черняховской культуры.
В лесостепных землях междуречья Днестра и Днепра основные массы земледельцев-антов не покинули мест проживания.
В то же время, к концу IV в. прежние культурные и экономические достижения полностью утеряны. Из обихода исчезает высококачественная гончарная глиняная посуда, приходят в упадок кузнечное и ювелирное ремесла, замирает торговля.
Формируется новая культура — пеньковская с экономическим и культурным уровнем ниже Черняховской.
Некоторые ученые считают, что Пеньковская культура формировалась на основе Киевской сарматской культуры. На это указывает тип жилища - полуземлянки с центральным опорным столбом. Также, пеньковцы быстро возродили кузнечное и бронзолитейное ремесло, что было возможно при помощи сарматских кузнецов.
Поселения располагались на берегах рек. Выбирались места, не требовавшие сооружения искусственных укреплений. Реки, леса и болота служили естественной защитой. Рядом находились легкие для пашенной обработки земли и пойменные луга для выпаса скота. Поселения содержали от 7 до 16 домохозяйств.
В отличие от черняховцев пеньковцы ничего не покупали. У них не было разделения труда. Все необходимое изготавливали дома. В том числе посуду.
Однако, бронзолитейное и ювелирное ремесло было в руках профессионалов. Их изделия практически сравнимы с черняховскими.
У пеньковцев сохранились культурные и торговые связи с бывшими римскими провинциями Подунавья. Об этом говорят схожие мотивы в оформлении ювелирных изделий.
Огромное количество ювелирных изделий пеньковцев найдено в Крыму. Это говорит о различных связях антов с ромеями в Крыму - в том числе военно-политическими. Скорее всего, сарматы и анты из Пеньковской культуры нанимались наемниками в отряды приморских городов как Херсонес.
При этом, отмечены одиночные фибулы, что говорит, что их носили или сарматы или анты. Готы носили парные фибулы. Парные фибулы находят на местах раскопок в Юго-Западном Крыму, где компактно проживало готское населения Крыма.