Найти тему
История и культура Евразии

Происхождение славян - Пеньковская культура

Гуннское нашествие не уничтожило многочисленное население Черняховской культуры.

В лесостепных землях междуречья Днестра и Днепра основные массы земледельцев-антов не покинули мест проживания.

Этнокультурная ситуация в Северном Причерноморье в конце IV — начале V в. а — граница территории Черняховской культуры; б — общий ареал пшеворской культуры; в — ареал антов (Подольско-Днепровский регион Черняховской культуры); г — памятники Черняховской культуры конца IV — начала V в.; д — раннепеньковские памятники; е — граница распространения пеньковской культуры V–VII вв. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16
Этнокультурная ситуация в Северном Причерноморье в конце IV — начале V в. а — граница территории Черняховской культуры; б — общий ареал пшеворской культуры; в — ареал антов (Подольско-Днепровский регион Черняховской культуры); г — памятники Черняховской культуры конца IV — начала V в.; д — раннепеньковские памятники; е — граница распространения пеньковской культуры V–VII вв. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16

В то же время, к концу IV в. прежние культурные и экономические достижения полностью утеряны. Из обихода исчезает высококачественная гончарная глиняная посуда, приходят в упадок кузнечное и ювелирное ремесла, замирает торговля.

Формируется новая культура — пеньковская с экономическим и культурным уровнем ниже Черняховской.

Некоторые ученые считают, что Пеньковская культура формировалась на основе Киевской сарматской культуры. На это указывает тип жилища - полуземлянки с центральным опорным столбом. Также, пеньковцы быстро возродили кузнечное и бронзолитейное ремесло, что было возможно при помощи сарматских кузнецов.

Расселение автов в V–VII вв. а — памятники пеньковской культуры; б — памятники с элементами пеньковской и пражско-корчакской культур и памятники ипотешти-кындештской культуры; в — византийские крепости; г — ареал пражско-корчакской культуры; д — колочинской культуры. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16
Расселение автов в V–VII вв. а — памятники пеньковской культуры; б — памятники с элементами пеньковской и пражско-корчакской культур и памятники ипотешти-кындештской культуры; в — византийские крепости; г — ареал пражско-корчакской культуры; д — колочинской культуры. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16

Поселения располагались на берегах рек. Выбирались места, не требовавшие сооружения искусственных укреплений. Реки, леса и болота служили естественной защитой. Рядом находились легкие для пашенной обработки земли и пойменные луга для выпаса скота. Поселения содержали от 7 до 16 домохозяйств.

В отличие от черняховцев пеньковцы ничего не покупали. У них не было разделения труда. Все необходимое изготавливали дома. В том числе посуду.

Характерные глиняные сосуды пеньковской культуры 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16
Характерные глиняные сосуды пеньковской культуры Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16

Однако, бронзолитейное и ювелирное ремесло было в руках профессионалов. Их изделия практически сравнимы с черняховскими.

Украшения из Мартыновского клада 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16
Украшения из Мартыновского клада Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16

У пеньковцев сохранились культурные и торговые связи с бывшими римскими провинциями Подунавья. Об этом говорят схожие мотивы в оформлении ювелирных изделий.

Пальчатые фибулы с маскообразными головками из антских памятников Северного Причерноморья 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16
Пальчатые фибулы с маскообразными головками из антских памятников Северного Причерноморья Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16
Распространение антских пальчатых фибул а — места находки фибул; б — ареал пеньковскои культуры; в — ипотешти-кындештской культуры; г — аварской (славяно-аварской) культуры Среднего Подунавья. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16
Распространение антских пальчатых фибул а — места находки фибул; б — ареал пеньковскои культуры; в — ипотешти-кындештской культуры; г — аварской (славяно-аварской) культуры Среднего Подунавья. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/16

Огромное количество ювелирных изделий пеньковцев найдено в Крыму. Это говорит о различных связях антов с ромеями в Крыму - в том числе военно-политическими. Скорее всего, сарматы и анты из Пеньковской культуры нанимались наемниками в отряды приморских городов как Херсонес.

При этом, отмечены одиночные фибулы, что говорит, что их носили или сарматы или анты. Готы носили парные фибулы. Парные фибулы находят на местах раскопок в Юго-Западном Крыму, где компактно проживало готское населения Крыма.

https://rudalle.ru/check_kandinsky2/8d451e60-a432-459f-be53-49cf7cd1bd31#
https://rudalle.ru/check_kandinsky2/8d451e60-a432-459f-be53-49cf7cd1bd31#