Найти в Дзене
Жорик – историк

Дети-предатели в Великой Отечественной

Оглавление

Тема детского коллаборационизма в Великой Отечественной войне осталась на обочине истории. Как-то не принято было поднимать этот вопрос. Может из-за недостатка сведений, а может из-за щекотливости явления. Все-таки предатель в нашем сознании — это человек, который пошел на сотрудничество с врагом сознательно. А какое сознание могло быть у детей, особенно младшего школьного возраста? Разве можно применить к детскому предательству нормы морали? Можно. И архивные документы беспристрастно рассказывают о детях и подростках, завербованных немецкой разведкой.

За рубашку и чулки

"Вот сидят буржуины и думают, что же это такое им делать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

— Радуйтесь! — кричит он им. — Это всё я, Плохиш, сделал. Я зажёг все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет!

Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья".

Мальчиш-Плохиш в фильме "Сказка о Мальчише-Кибальчише", 1964 год
Мальчиш-Плохиш в фильме "Сказка о Мальчише-Кибальчише", 1964 год

Никакой идеологии в предательстве Плохиша в "Сказке о Военной тайне", написанной Аркадием Гайдаром, нет и в помине. Антигерой побежал к врагу исключительно ради "бочки варенья". Вот и в самом начале Великой Отечественной войны дети сотрудничали с врагом из-за бедственного положения, фактически за кусок хлеба. Фокус немецкой разведки тогда сводился на тех, кто потерял родителей и на детдомовцев. Их подкупали, спаивали, давали продукты и новую одежду. Ниже вольный пересказ справки, которую подготовило УНКВД по Смоленской области в Особый отдел Западного фронта.

Время — начало сентября 1941 года. Вблизи линии фронта в районе деревни Ярцево был задержан 11-летний мальчик Иван Петров. В ходе его допроса установили, что Петрова и его приятеля Абраменкова Михаила в середине августа задержал немецкий офицер. Он не бил, не запугивал, а предложил ребятам сходить за линию фронта и выяснить расположение частей Красной Армии. За это он обещал старшему Абраменкову 5000 рублей, а младшему — 2000. В качестве аванса офицер подарил Петрову ботинки и чулки, а Абраменкову рубашку. Немец дал им ракетницу и пять ракет для подачи сигналов в ночное время.

Перейдя линию фронта, подростки свободно курсировали в расположении частей Красной Армии. Абраменков вел записи в тетрадке, а Петров считал технику. Никто на них внимания не обращал. При проверках дети рассказывали, что они местные жители, и их отпускали без досмотра. После сбора сведений и подачи световых сигналов Петров и Абраменков направились через линию фронта к немецким частям. Младшего при этом задержали, а вот старшему с записями удалось скрыться.

Что ими двигало, какие были мотивы у подростков? Страх? Нет. Если бы немцы их запугали, то что мешало Петрову и Абраменкову, перейдя линию фронта, просто сдаться, а то и вовсе утопить сумку с ракетницей и забыть о немце и данном им обещании? Идеология? Тоже нет. Остается материальная выгода. Награда — вот что заставляло их шпионить на нашей стороне.

Беспризорники/ © safe-rgs.ru
Беспризорники/ © safe-rgs.ru

И таких случаев было немало. Немцы знали на что надавить, и обещание вознаграждения (даже не денег, а просто продуктов) делало свое дело. Так, 3 сентября 1941 года в районе Вязьмы чекистами был задержан 13-летний Коля Шалманов. Совместно со своими сверстниками — Соловьевым, Плисовым и Ивановым, он четыре раза переходил линию фронта и приносил немцам равзведсведения. За это оккупанты кормили подростков и поили их вином. Всего лишь.

Особый случай

Подростковая, а особенно детская психика неустойчива. Детей легко можно обмануть. Например, вовлечь в некую игру или авантюру. Главное при этом заинтересовать ребенка. И именно ребенка, так как немцы не гнушались использовать советских детей, начиная с 6-летнего возраста. Под видом нищих они должны были побираться около железнодорожных станций, а при первой возможности подкидывать в угольные кучи тол, замаскированный под куски угля. Разумеется, КПД таких акций был крайне низок, но кто-то из малышей за конфетку, шоколадку, а то и за доброе слово отправлял эшелоны под откос. Да, их было очень-очень мало. Но нацистов этот факт ничуть не смущал, ведь "рабочий материал" имелся в огромных количествах.

Конечно, с моральной точки зрения это никакое не предательство, а манипуляция детским сознанием. Точно по такой же схеме происходило вовлечение детей и в еще одном задокументированном случае. В июне 1941 года под Псковом в оккупацию попал детский дом, где находились подростки с замедленным психическим развитием. Нет, их не расстреляли. Гитлеровцы поступили с ними по-другому. К детям были приставлены специалисты, которые внушили им, что очень скоро на самолете за ними прилетит мама. После этого подростков вместе с агентами под видом воспитателей отправили в Ленинград. Там больным детям вручили сигнальные ракетницы и расставили около особо важных объектов. Во время налета немецкой авиации те пускали в небо ракеты, так как думали, что это за ними летят их родители.

Немецкий солдат с детьми в оккупированной советской деревне/ © sovsekretno.ru
Немецкий солдат с детьми в оккупированной советской деревне/ © sovsekretno.ru

Прямиком в разведшколу

Отдельная страница в детском коллаборационизме — это разведывательные школы, куда гитлеровцы старались набирать подростков, не задействуя при этом материальные стимулы. Начиналось все вполне обычно — общий лагерь, где детям промывали мозги нацисткой идеологией. Потом смотрели: тех, кто давал слабину, отбирали и отправляли в особый лагерь, где воздействие на психику продолжалось. Третий этап — разведшкола, где из подростков готовили настоящих диверсантов. Им придумывали легенду и забрасывали за линию фронта. Цель: сбор разведданных. Одна из таких школ существовала в Мценске, и нашей контрразведке было хорошо про нее известно.

5 июня 1942 года органы СМЕРШ задержали несовершеннолетнего Тимофея Рославца, выдававшего себя за сына рабочего-коммуниста с Конотопского завода, которого расстреляли враги в первые же месяцы войны. Легенда от и до вымышленная. На самом деле под фамилией Рославец скрывался детдомовец Николай Кузнецов 1929 года рождения, выпускник Мценской разведшколы. Умело используя легенду (родителей расстреляли нацисты, я пришел мстить за них), он сумел устроиться воспитанником в 18-й армейский запасной стрелковый полк для сбора разведсведений. Был разоблачен агентурным путем.

Школа диверсантов в Гемфурте/ © m24.ru
Школа диверсантов в Гемфурте/ © m24.ru

12 января 1942 года при переходе линии фронта Особым отделом Западного фронта был задержан 12-летний Крутиков Николай, сын ветврача, имевший до войны четыре привода за хулиганство. Он показал, что прошел краткосрочные курсы в Мценской разведшколе. Вместе с другими подростками обучался владеть винтовкой, кидать гранаты, обращаться с военными картами и различать воинские звания комсостава Красной Армии.

Прийти и сдаться

Может сложиться мнение, что детский коллаборационизм во время Великой Отечественной войны не являлся чем-то исключительным. Но это не так — гораздо больше было случаев, когда завербованные подростки, попав на нашу территорию, сразу шли сдаваться.

Так, 1 сентября 1943 года в управление контрразведки СМЕРШ Брянского фронта явились два подростка — Крутиков Михаил, 15 лет и Маренков Петр, 13 лет. Они показали, что минувшей ночью были заброшены на разведывательном немецком самолете в район г. Плавска с целью проведения диверсий на железной дороге. Вместе с ними в наш тыл гитлеровцы заслали еще 27 диверсантов-подростков с аналогичными целями. То, как немцам удавалось промывать мозги, говорит тот факт, что из 27 ребят самостоятельно сдались 22 человека. Троих выявили агентурной работой. Судьба четверых неизвестна.

Михаил Крутиков и Петр Маренков, 1943 год
Михаил Крутиков и Петр Маренков, 1943 год

Сложная это тема. Хотя бы потому, что давать однозначную оценку детскому предательству нельзя. С правовой точки зрения это, безусловно, коллаборационизм. А с моральной? Не зря же у нас раньше паспорт выдавали с 16 лет — до этого возраста считалось, что в ребенке еще не сформировалась полноценная личность. Тронь нужные струны в детской душе, заинтересуй, увлеки — и получишь готового диверсанта или шпиона, который не задумывается о предательстве.

Да, были на войне не только "Мальчиши-Плохиши", готовые предать родину за "корзинку печенья". Гораздо больше история знает о подвигах детей и подростков. И вспоминать все же стоит именно о них 👇:

(Статья подготовлена по материалам монографии Б. Н. Ковалева "Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: типы и формы". В. Новгород, 2009 год)