Фильм "Пять вечеров" - самый тихий и быстрый шедевр Никиты Михалкова. Режиссёр, известный своими масштабными кинополотнами, достиг вершины мастерства в экранизации камерной пьесы Александра Володина.
Кинематограф - искусство в высшей степени парадоксальное.
Никита Сергеевич Михалков снял немало фильмов, отличавшихся размахом действия, технической сложностью и порой эпическим масштабом - "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Сибирский цирюльник", "Утомлённые солнцем" в нескольких частях. Но при этом одним из его наивысших и общепризнанных творческих достижений является замкнутая в трёх квартирных интерьерах мелодрама "Пять вечеров" (1979) по одноимённой пьесе Александра Володина.
О том, как Михалков снял этот фильм "случайно", в перерыве между созданием двухсерийной киноверсии романа "Обломов", и как 30 лет спустя попытался повторить свой "фокус", мы уже рассказывали в рубрике Царьграда "Киномарафон". Но "Пять вечеров" примечательны не только этим обстоятельством, но и особенностями работы над фильмом.
Роль в качестве возвращённого долга
Когда речь идёт о сюжете, всё содержание которого завязано на взаимоотношениях двух людей, правильный подбор исполнителей главных ролей приобретает особое значение. Разворачивающая в московских коммуналках образца 1957 года история о встрече уже немолодых Саши Ильина и Тамары, расставшихся ещё во время войны, требовала не просто грамотного, а ювелирного выбора артистов.
Как ни странно, но в столь щепетильном вопросе Михалков уже заранее определился с исполнительницей роли Тамары - ею стала Людмила Гурченко. В этом шаге проявилась не только уверенность Никиты Сергеевича в таланте и профессионализме актрисе, но и его порядочность - режиссёр возвращал долг. Гурченко уже была утверждена на главную роль в фильм Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино", но случилось непредвиденное.
На съёмках советско-румынско-французской сказки-мюзикла "Мама" (1976) артистка сломала ногу. Да так серьёзно, что даже сомневалась, сумеет ли продолжить кинокарьеру. Но врачи поставили Людмилу Марковну на обе ноги, и она сыграла одну из лучших своих ролей.
От "пошлятины" до шедевра - 20 лет
"Один из лучших" - такой эпитет неизменно звучит применительно к фильму "Пять вечеров" в биографии практически всех его создателей. Вслед за Михалковым и Гурченко эти слова может примерить на себя и Станислав Любшин, сыгравший в картине Ильина. Причём это была уже не первая встреча актёра с произведением.
Пьеса Володина "Пять вечеров" успешно ставилась с конца 1950-х на сценах разных московских театров. Добралась она в 1959 году и до "Современника", где главную роль сыграл худрук театра Олег Ефремов. А роль второго плана, Славки, племянника Тамары, исполнил дебютировавший в труппе театра Станислав Любшин. Причём он был не первым претендентом на эту роль - играть должен был другой артист, но так получилось, что Любшина "ввели" на его место.
Характерно, что версия "Пяти вечеров" от "Современника" самому Володину категорически не понравилась, он даже не пожалел в адрес спектакля резких выражений. А спустя 20 лет один из участников этой "пошлятины" стал одним из творцов великолепной экранизации произведения - от Любшина в роли главного героя Володин остался в восторге.
С деньгами не шутят даже в кино
Между тем, как уже известно, снимались "Пять вечеров" в перерыве между летним и зимним "сезонами" работы над телефильмом "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Времени было в обрез, на весь съёмочный этап Михалков выкроил 25 рабочих дней. Коллеги молодого режиссёра откровенно говорили, что это невозможно - в советском кино ещё никто не снимал полнометражный художественный фильм за такой краткий период.
Чтобы уложиться в экстремальные сроки, Михалков пошёл на хитрость - он начал подготовительную работу к "Пяти вечерам", ещё снимая летнюю часть "Обломова". Он не только утвердил актёров на роли (благо, в пьесе всего несколько действующих лиц), но и начал репетировать с ними сцены. Выглядело это в режиме нон-стоп: днём постановщик трудился на съёмках киноверсии русской литературной классики XIX века, а по вечерам и ночам готовился с артистами к созданию русской киноклассики XX столетия.
Из-за этого возник финансовый казус - актёры "Пяти вечеров" уже на рабочих местах, вовсю трудятся, им нужно выплачивать законное вознаграждение, так называемые "суточные". Но формально работа над проектом ещё не начата, режиссёр снимает другой фильм. Как же провести через бухгалтерию "Мосфильма" деньги для артистов?
Михалков нашёл выход - он задействовал артистов из своего будущего фильма на съёмках картины про Обломова. Снял актёров в эпизодических ролях и получил тем самым официальное основание выплатить им деньги. Ну, а то, что из этих эпизодов в финальный монтаж попали лишь несколько кадров с загримированной Людмилой Гурченко, - так это дело в кинематографе обычное, рабочий процесс.