Найти в Дзене
PERÄMAA

Путешествие в столицу Пармы. Кудымкар и немного Коми-Пермяцкого округа. Часть 3

  • Начало здесь https://dzen.ru/a/ZOIqoXorClLzrd0j?share_to=link

Закончив знакомство с Кудымкаром, садимся в машину и покидаем столицу Коми округа. Спустя 15 минут оказываемся на въезде в село Пешнигорт:

Декоративная стела с совой и медведем приветствует путешественников
Декоративная стела с совой и медведем приветствует путешественников

Пешнигорт впервые упоминается в 1647 году как "деревня Верх Инвы реки на Пешнигорте". По крайней мере, все источники в Интернете так говорят. Почему на стеле указана цифра 1678, я так и не понял. Ну да ладно. С 1896 имеет статус села, поскольку в этом году была построена Стефановская деревянная церковь. На сегодняшний день население составляет 825 человек.

Памятная доска основателю Пешнигорта Леш Ене
Памятная доска основателю Пешнигорта Леш Ене

По одной из версий, основали деревню два брата-богатыря - Леш и Ена. По другой - Леш Ена - это был один человек. Отсюда и название Пешнигорт - русифицированный вариант "Леш Ена Горт" (дом Леш Ена).

На арт объекте говорится о втором варианте.

«Пешнигорт – горт древнего чудского племени, основателем которого был чудин-богатырь Леш Ена. Более 1000 лет назад жил Леш Ена со своей красавицей-чудинкой в землянке Кергу, ловил рыбу с Иньвы-реки, добывал зверя, а еще он умел плавить металл и делать из него удивительные поделки и чудские игрушки…»

Конечно же, это местная легенда. А по официальной версии, люди здесь жили как минимум с X-XII веков: таковы данные археологов, нашедших здесь могильник, получивший соответствующее называние - Пешнигортский.

Центральная улица
Центральная улица

Памятник Хозяшеву В.Д., уроженцу Пешнигора. Василий участвовал в организации колхозов и в ликвидации неграмотности в деревне. Активно боролся с кулачеством, за что и был убит
Памятник Хозяшеву В.Д., уроженцу Пешнигора. Василий участвовал в организации колхозов и в ликвидации неграмотности в деревне. Активно боролся с кулачеством, за что и был убит

Храм Стефания Великопермского
Храм Стефания Великопермского

В начале двадцатого века в Пешнигорте находился один из самых крупных женских монастырей Коми округа и Пермской области - Стефановский, основанный в 1896 году в честь 100-летия кончины святого Стефана Великопермского, проповедника христианства в землях коми. В советское время монастырь разрушили. В 2012 году на месте того самого монастыря началось строительство нового храма, окончательно завершившееся в 2022м.

Небольшое общественное пространство у местного дома культуры
Небольшое общественное пространство у местного дома культуры

Элемент коми-пермяцкого национального узора
Элемент коми-пермяцкого национального узора

-8

Продолжаем прогулку по селу:


Табличка местной администрации. В верхней части расположен уже знакомый герб Кудымкарского района с охотником и перной.
Табличка местной администрации. В верхней части расположен уже знакомый герб Кудымкарского района с охотником и перной.

Типичный вид Пешнигорта: умиротворяющая  атмосфера !
Типичный вид Пешнигорта: умиротворяющая атмосфера !

Уютный домик с красивыми наличниками и маленьким деревянным забором
Уютный домик с красивыми наличниками и маленьким деревянным забором

Случайная сельская инсталляция
Случайная сельская инсталляция

Открывающийся вид с моста через реку Иньву
Открывающийся вид с моста через реку Иньву

Стоя на мосту, я заметил стадо коров, переходящих реку. Как городской житель, нечасто встречающий таких животных, я не мог их не сфотографировать:

-14

-15

-16

Бычок посередине как-то недобро на меня посмотрел, начал громко мычать и пошёл в мою сторону! Хорошо, что хозяйка коров вовремя его успокоила :)
Бычок посередине как-то недобро на меня посмотрел, начал громко мычать и пошёл в мою сторону! Хорошо, что хозяйка коров вовремя его успокоила :)

Вот мы и у главной достопримечательности:

-18

«Заветный клад» - это уникальный этнографический проект под открытым небом, позволяющий познакомиться с бытом и традициями коми-пермяцкой культуры. Это маленькая частичка великой истории загадочного народа чудь (предков коми-пермяков), оставившего после себя уникальное культурное наследие.

Этнопарк построен на поляне, где, как считается, когда-то жил основатель деревни Леш Ена. Назван в честь произведения классика коми-пермяцкой литературы Василия Климова, проживавшего в Пешнигорте.

-19

Согласно одному из преданий, записанных Василием Климовым, именно здесь, в излучине реки Иньва, спрятан «Заветный клад» - золотая лодка Зарниа пыж, вместе с которой ушли под воду несметные богатства и золото чудского племени. Отсюда и название этнопарка. Местная легенда гласит:

«…Росло племя Леш Ены, и богатства росли его. Узнали про их сокровища разбойники кочевые, устроили на Леш Ены горт набеги и погромы. Успели спрятать сокровища свои чудины, потомкам завещали: найдет клад лишь тот, кто чист помыслами, хранит традиции отцов своих и слова заветные помнит.

Но все же много золота и металла забрали кочевники, погрузили награбленное в лодку-пыж и поплыли по Иньве в земли чужие. Но не дал им уплыть далеко хозяин воды Вакуль (водяной). Высоко он поднял воды Иньвы, да так сильно ударил волною, что ушла лодка вместе с богатствами на дно глубокое в омут-йир. До сих пор охраняет ее чуд болотный, и никто не смог его задобрить, никто не смог узнать слов заветных…»

  • Также по одной версии, известной всем людям интересующимся данной темой, чудь «ушла под землю», забрав с собой все свои сокровища в прямом смысле - стали жить под землёй из-за нежелания принимать христианство.
  • По другой - вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах и погребла себя, подрубив столбы, похоронив вместе с собой все свои богатства.

Начинаем осмотр этнопарка:

Первое, что мы видим зайдя на территорию этнопарка - Видз Гу (Священное место)
Первое, что мы видим зайдя на территорию этнопарка - Видз Гу (Священное место)

-21

-22

Коми-пермяки жили в гармонии с природой, верили в силу земли, воды и огня. Верили коми люди и в магическую силу верховного бога Ена и добрых духов, поэтому старались не осквернять своим поведением места их обитания, не переходить им дорогу и строго соблюдать «видз» - пост.

Чтобы задобрить своих покровителей, они приносили гостинцы в особое место Видз Гу - священное строение, являвшееся святилищем семьи и богов рода.

Я тоже приобщился к ритуалу и положил на алтарь пять десятирублёвых монеток.

Тропа, ведущая по этнопарку
Тропа, ведущая по этнопарку

Птица в мифологии коми занимает очень важное место. Она участвует в сотворении мира, лебедь - одно из обличий верховного божества Ена.
Птица в мифологии коми занимает очень важное место. Она участвует в сотворении мира, лебедь - одно из обличий верховного божества Ена.

Коми, как и большинство финно-угорских собратьев, относились к деревьям с почтением
Коми, как и большинство финно-угорских собратьев, относились к деревьям с почтением

Увтыр Пу - древо рода. Оно имеет силу в своих корнях: крепки корни - род процветает, сила духа и здоровье семьи передаётся потомкам.

Не будет счастья и здоровья тому, кто посмеет срубить или сломать священное дерево.

Промысловый коми календарь, о котором я уже рассказывал в первой части
Промысловый коми календарь, о котором я уже рассказывал в первой части

Декоративные ворота с фигуркой птицы, стилизованной под Пермский звериный стиль
Декоративные ворота с фигуркой птицы, стилизованной под Пермский звериный стиль

Сам календарь
Сам календарь

Это кольцо-календарь с фигурками пяти животных, двух округлых знаков и множества насечек (их 53) было обнаружено на территории Коми округа. Предполагается, что оно было изготовлено в X-XII веках и является системой времяисчесления предков коми-пермяков, своего рода лунным календарём.

Живя в краю лесов и тайги, находясь в тесной взаимосвязи с природой, коми-пермяки были отличными охотниками, понимали ритмы жизни зверей и птиц. Это и легло в основу древнекоми промыслового календаря, а дополнительные знаки и насечки равны реальному обороту Луны вокруг Земли.

-29

Та самая золотая лодка Зарниа пыж, вместе с которой ушли под воду несметные богатства и золото чудского племени, недалеко от этого места.

«Тайну лодки узнаёт только тот, кто чист душой и помыслами своими, кто чтит традиции предков и помнит их язык…

Загадай желание, преступив край лодки, повтори слова заветные «Чур, менам!», и задуманной тобой сбудется»

Челлендж выполнил: переступил, сказал слова, загадал желание. Надеюсь, жду и верю!

-30

Кар Йыв (Сторожевая башня).

На высоких и крутых берегах извилистых гор строили свои жилища горты и кары - люди коми. Они воздвигали вокруг жилищ крепкие йэры - вертикальные изгороди, чтобы спастись от разбоя и набегов. Над изгородью возвышались высокие столбы - идолы, которые своим видом нагнетали страх на врагов, а хозяевам сулили удачу.

"Здесь же стояли сторожевые башни, построенные на высокой клети без единого гвоздя непременно из хвойных пород деревьев. Именно оттуда жители кара подавали сигналы в случае необходимости, наблюдали за своею постатью и за гостями - зваными и незваными..."

Землянка Леш Ены
Землянка Леш Ены

-32

Внутри землянки. Аскетичненько
Внутри землянки. Аскетичненько

Олан Гу - Землянка Леш Ены

В небольшой землянке Олан Гу жил когда-то первый житель деревни Леш Ена.

Землянка, как и сторожевая башня, построена из брёвен без единого гвоздя. Укреплённая земляной насыпью, она была тёплой и надёжной. Дверь всегда открывалась вовнутрь, чтобы нанесённый зимней вьюгой снег не мешал отворить её. Или чужеродцы из других племён не могли запереть её снаружи.

Землянка Олан Гу в течение нескольких веков хранила тепло очага народа по имени Чудь, которые, согласно легендам, «ушли под землю».

Дюттан - Качели
Дюттан - Качели

На самой высокой горе, в каждом каре, где жили коми-пермяки, в былые времена ставили необыкновенно большие и удивительные по силе воздействия качели - дюттан.

"С приходом весны каждый вечер в ожидании нового чуда возле качелей собиралась молодёжь, и она превращалась в колыбель молодости. Самые смелые и отважные стремились подняться в небесную высь, чтобы ощутить чувство полёта и насладиться свободой. Те, кто не выдерживали такой страсти, смотрели с трепетом и восхищением, а после садились на лавочку дюттана, и наслаждались пением весёлых частушек и задорных песен..."

Схема этнопарка
Схема этнопарка

Также на территории этнопарка имеется стол, где туристы могут перекусить принесённой с собой едой, а также туалет и умывальник. Весьма гостеприимно, учитывая, что вход в любое время дня и ночи абсолютно бесплатный!

Я и деревянный идол, недалеко от качелей-дюттан
Я и деревянный идол, недалеко от качелей-дюттан

На этом заканчивается мой рассказ о Пешнигорте, надеюсь было интересно. Большое спасибо всем, кто дочитал!