Найти тему
Вести Тула

В Туле открылась выставка, посвященная растительным мотивам в бисере

В тульском филиале Государственного исторического музея открылась выставка «Растительные мотивы в бисере первой половины 19 века». Более 170 экспонатов: предметы интерьера и гардероба с цветочным орнаментом. Эти вещи не просто эстетично выглядят, но и содержат самого разного настроения послания.

Облекать чувства в слова в 19 веке было необязательно. О важном можно было сказать на языке цветов. Так, роза символ любви, ветки дуба – мужественности, а в память дорогому тебе человеку можно было подарить что-нибудь с изображением незабудки.

Мельчайшие бусины образуют изысканный цветочный узор на дамском ридикюле или небольшом кошельке. Вязание с бисером в 19 веке – не увлечение, а дань этикету. Приехав в гости, разговаривать с подругой без какого-либо дела – неприлично. Руки должны быть непременно чем-то заняты. Любовь к французским романам, и цветочный рисунок превращается в форму тайного шифра

Куратор выставки Наталья Виноградова:

«Почему он тайный? Потому что подчас только два или три человека – группа людей, которая была посвящена в язык цветов. Это была своеобразная игра: аристократическая, эстетская, которая требовала расшифровки».

Книги с расшифровкой на русском языке появились уже в 1830 году. Дмитрий Ознобишин пишет «Селам, или язык цветов» – куда помещает более 400 растений со значениями – настоящий путеводитель по цветочной вселеленной. Девушки о своих переживаниях и надеждах больше не пишут, бисерный танец на поверхности шкатулки или другого предмета интерьера трогательно передает их чувства. А приусадебный парк – место романтических признаний. В такой обстановке и проходит выставка

Куратор выставки Наталья Виноградова:

«Тульская губерния славилась своими усадебными парками. Тем более что в собрании исторического музея оказались рисунки Андрея Тимофеевича Болотова – его оформление усадьбы Богородицкое. Мы на их основе сделали все оформление, чтобы зритель чувствовал себя в усадебном парке».

Растения на узоре могли, как солировать, так и быть в композиции – когда диапазон чувств не выражался единственным цветком. Аллегорическая форма сообщения 19 века актуальна и сегодня – ведь важное таится между строк.