Найти тему
ELT University

Смогут ли нейросети лишить работы учителей английского?

Этот вопрос стоит на пересечении традиционных методов обучения и новых технологий. Все больше разговоров о том, что ИИ вытеснит в первую очередь людей творческих профессий, в том числе и учителей. Давайте разберемся в этом вместе.

Современные нейронные сети действительно впечатляют своими возможностями. Они способны анализировать тексты, генерировать контент, даже имитировать диалог. Однако, стоит помнить, что это лишь инструмент, дополняющий нашу работу, а не заменяющий ее. К тому же еще нет способов обучить искусственный интеллект эмпатии и погружению в события текущих дней. Например, база знаний Chat GPT 3,5 обрабатывается до сентября 2021 года и он не способен рассуждать и анализировать контекст последних событий в мире. А одно из главных качеств хорошего преподавателя — это гибкость и способность подстраиваться под меняющиеся запросы студента.

Преподаватель способен адаптировать и изменять свой подход и методики в зависимости от индивидуальных потребностей и уровня ученика, а также при нестандартных запросах или ситуациях на уроке. Нейронные сети обычно обладают фиксированными алгоритмами и ограниченными способностями адаптации к уникальным требованиям каждого ученика.

Также нейросети не могут полностью заменить межличностное взаимодействие, т.к. они, в отличие от живого учителя, не обладают способностью создавать мотивацию, стимулировать живое общение и поддерживать учащихся на всех этапах обучения.

Кроме того, хотя с нейросетями можно создать целый план урока, только реальный преподаватель сможет оценить его эффективность и увидеть, какие его части и каким образом необходимо доработать, чтобы урок стал интересным и разнообразным. Нельзя забывать и про адаптацию языка. Часто нейросеть даже при заданных параметрах урока (например, ученики с начальным уровнем английского), выдает контент, не соответствующий важным нам критериям.

А чем полезны нейронные сети? Они могут:

  • облегчить подготовку к урокам;
  • сгенерировать текст устной речи по заданным параметрам;
  • разработать критерии и чек-листы для оценки качества навыков аудирования;
  • сгенерировать текст для аудирования, повышая или понижая уровень сложности;
  • создать контент к заданию для аудирования под конкретное микроумение;
  • составить план урока;
  • смоделировать диалог;
  • за несколько секунд написать текст по любой теме с заданной целевой лексикой или грамматикой;
  • поделить один текст на два, чтобы устроить упражнение-мозаику (jigsaw reading) на занятии;
  • подобрать разминочное или вводное упражнение по теме текста в соответствии с целями, заданными преподавателем;
  • упростить или усложнить существующий текст и т.д.

Все это открывает перед нами новые возможности. Однако, ключевая роль остается за преподавателем. Нейронные сети не могут заменить нашу экспертность, индивидуальный подход и педагогическое мастерство. Только преподаватель понимает,

  • как создавать задания на практику и активизацию, а не на тестирование навыка;
  • Какую механику для активности взять, чтобы студенты с головой ушли в процесс, забыв обо всем на свете;
  • какая лексика из текста помешает восприятию текста студентами и какую лексику нужно вынести в стадию перед чтением;
  • что для чтения можно использовать и аутентичные тексты даже для начинающих: нужно упрощать не текст, а задание;
  • как тренировать каждое конкретное микроумение;
  • каким стратегиям чтения нужно обучить студентов, чтобы они успешно справились с конкретным текстом и жанром;
  • когда нужно использовать активности на чтение «сверху-вниз», а когда «снизу-вверх» и в какой последовательности;
  • и очень многое другое, что можно объединить одной фразой - «экспертность преподавателя топового уровня».

Для достижения максимального эффекта важно объединить знание методики с возможностями ИИ. Если вы хотите глубже погрузиться в мир нейронных сетей и узнать, как использовать их работу на благо вашей преподавательской деятельности, я приглашаю вас на наш трехдневный интенсив. В ходе него мы разберем конкретные примеры применения ИИ в обучении английскому языку и поделимся практическим опытом. Научимся составлять план урока за 30 секунд, будем создавать контент для обучения языковым системам, расскажем о способах продвижения с помощью Chat GPT и многое другое.

В ELT Uni мы посвятили теме нейронных сетей особое мероприятие – 3-дневный интенсив.
ПОДРОБНЕЕ ПРО ИНТЕНСИВ.