Найти тему
Критическое мышление

Стоит ли детей учить письму от руки?

Знаете ли вы историю скорописи? Почему это было не случайной вещью, а «важной штукой» на протяжении пары столетий?

Сегодня, когда вы хотите отправить кому-то сообщение по личным причинам или, что более важно, по деловым соображениям, как вы это делаете? Вы просто используете какой-то современный электронный метод. Вы отправляете текстовое сообщение или электронное письмо, распечатываете документ и отправляете его по почте или курьером. Все эти вещи используют стандартизированные шрифты. Прямо сейчас, когда вы читаете это, предполагая, что вы не делаете ничего необычного, вы читаете текст, набранный неким стандартным шрифтом, выбранным дизайнером этого ресурса.

Вы не задумываетесь о том, откуда это взялось, как это произошло, или каким мог бы быть мир, если бы этот текст не попался вам случайно — всё это неотъемлемая часть фона нашей жизни, современного времени.

Фото Aaron Burden на Unsplash.
Фото Aaron Burden на Unsplash.

Давайте немного представим прошлое. Скажем, 1980 год. Есть компьютеры, но, кроме хобби и исследовательских целей, они не являются частью повседневной жизни. Итак, если вы хотите отправить личное письмо или деловую корреспонденцию, как вы это делаете? Что ж, к 1980-м годам пишущие машинки стали повсеместным явлением в деловом мире и довольно заметным в личной жизни людей.

А что с пишущими машинками? Во всех них использовались стандартные шрифты. Они были очень похожи на шрифты, используемые в газетах, и существовали с тех пор, как пишущие машинки начали становиться повсеместными, ещё с конца XIX века. Тогда они не стояли на каждом столе — это произошло гораздо позже. И, конечно же, они обычно не появлялись в домах большинства людей.

Итак, за всё время, начиная с VI века, с момента появления первых гусиных ручек, как люди общались? Конечно, они писали. У них были пергамент и бумага, перья, чернила и чернильницы. Вероятно, вы когда-либо видели и пользовались только шариковыми и гелевыми ручками. Писать ручкой с наконечником, будь то гусиное перо или металлический наконечник — совсем другое занятие.

Подумайте о написании заглавной печатной буквы «B». Вы начинаете сверху и проводите линию вниз. Затем вы останавливаетесь, поднимаете перо, возвращаетесь к началу и делаете первую петлю, делаете паузу, когда касаетесь линии, а затем переходите к нижней петле, где наконец останавливаетесь и поднимаете перо.

Вверху, в точке, где петля соприкасается с линией, и, что особенно важно, внизу — у вас будут капли на вашей в остальном красивой и гладкой линии, потому что именно так текут чернила. Когда вы останавливаетесь, они продолжают течь — так что получается лужица. Имея достаточно тонкий наконечник, достаточно узкую канавку и достаточный опыт, вы можете смягчить это, но это всё равно будет происходить. Каждый раз, когда вы касаетесь кончиком бумаги, каждый раз, когда вы останавливаетесь, и каждый раз, когда вы меняете положение — там в какой-то степени будет «грязное» место.

Как это исправить? Вот почему было изобретено скорописание. Чем дольше вы сможете удерживать перо в движении с одинаковой скоростью и свести к минимуму необходимость останавливаться, ставить или поднимать его, тем более плавным будет весь процесс. Тем меньше грязи и тем больше читабельности.

В те времена, когда печатные буквы были стандартом, плавного способа письма ещё не было. Некоторые считают, что Платт Роджерс Спенсер, учитель из Ист-Фишкилла, штат Нью-Йорк, изобрёл первую «стандартизированную» методику обучения скорописи в 1840 году. Именно тогда преподавание «скорописи» в школах действительно получило распространение как дисциплина. Были руководства, стандартные формы и, самое главное, что критически важно для дела — раз все учились одинаково с довольно высокой точностью воспроизводить все буквы, теперь любой мог читать чужой почерк.

Это была замена пишущей машинки до настоящего появления пишущей машинки. Были разные варианты скорописи, но суть была неизменной: иметь стандартизированный способ написания каждой буквы и иметь стандартизированный метод обучения, позволяющий учащимся делать это надёжно. У людей не было выбора, если они хотели общаться без путаницы.

Видели ли вы ужасный почерк некоторых людей? Существует теория, согласно которой детям нужно отложить скоропись до возраста 8 лет или около того из-за развития мускулатуры, и что если дети начинают писать раньше, они фактически деформируют некоторые из своих мелкомоторных мышц. Именно поэтому у более умных детей такой дрянной почерк. Они хотели начать раньше и, таким образом, не смогли с этим справиться, когда стали старше.

Чей-то почерк может быть ужасен. С другой стороны, есть люди, которые умеют печатать на клавиатуре очень быстро. В наши дни большинство детей начинают видеть клавиатуру ещё до того, как отошли от толстых карандашей. Теперь это их «врождённый» способ общения.

Итак, следует ли учить детей скорописи? Да, безусловно — но только если они сами хотят этому научиться. Это что-то вроде латыни. Никто не пользуется этим ежедневно, но есть ситуации, где это очень удобно. Но ни при каких обстоятельствах это не должно возвращаться как часть обязательной учебной программы. Или вы принесёте туда ещё и счёты, и фонарики из китового жира. Это давно в прошлом.