Выпуск 2(8) 2019
Мы продолжаем знакомиться с артистами балета «Кострома». Сегодня о своей артистической жизни расскажут Елена и Павел Рубцовы – семейная пара из Нижнего Новгорода, чьё знакомство началось в Самаре, а совместная жизнь – в Костроме.
Балетные понедельники: - Вы оба не костромичи, поэтому начнём с традиционного вопроса: как вы попали в Кострому и в балет «Кострома»?
Павел Рубцов: - В 2000 году балет выезжал на гастроли в Австралию, появилась возможность поработать во время тура, и меня позвал брат, Алексей Рубцов, который к этому времени уже был артистом балета «Кострома».
Елена Рубцова: - А позже в Самару приехал представитель балета «Кострома» и пригласил нас на работу в балет «Кострома».
Б.П.: - Получается, что в балете «Кострома» уже целая династия Рубцовых. Мы знаем, что старший брат Павла Михайловича – репетитор балета, преподаватель колледжа, а что явилось толчком к вашей хореографической деятельности?
П.Р.: - Я, как и брат, занимался хореографией с пяти лет. Начало моей артистической деятельности связано с образцовым хореографическим ансамблем «Счастливое детство» в моём родном городе Нижнем Новгороде.
Е.Р.: - А я начала с занятий гимнастикой с четырех лет, а с пяти уже занималась в танцевальном кружке, затем культпросветучилище, а потом институт.
Б.П.: - Ваши сольные номера, Павел Михайлович, отличаются разноплановостью, но их объединяет одно — это всегда оптимистичный, весёлый и жизнерадостный человек. Расскажите, как вы получили эти партии?
П.Р.: - Если можно так сказать, моя сольная карьера началась с постановки «Зимушки» в 2002 году. Юрий Валериевич увидел во мне того самого «Кольку» - озорного весёлого русского парня. Так и танцую до сих пор, правда, уже с другой партнёршей. Затем был дворник в «Чайной», практически тот же самый «Колька» из «Зимушки», только в других обстоятельствах. А потом - его Величество Случай! Что-то случилось с артистом, который работал на бочке в «Стрелецкой» (так назывались «Защитники»), пришлось встать, получился опять своеобразный, немножко подвыпивший стрелец, который своим сольным кусочком разбавил суровый мужской военный танец. Так получилось и с еврейским танцем «Первая прогулка» - уволился артист, который танцевал сольную партию, и пришлось создавать свой новый образ. Видимо, Юрий Валериевич увидел мою актёрскую игру и понял, что я могу создавать разноплановые образы.
Б.П.: - В продолжение нашего разговора о танцевальных образах: как сложился образ городового из «Чайной», ведь ваш городовой не похож на городового в исполнении Журавлёва Анатолия Константиновича, на которого первоначально в 2008 году и создавалась партия?
П.Р.: - Работу над этим образом я начал с того, что «снимал» «один в один», а потом в процессе работы стали появляться какие-то нюансы, образ осознавался, осмысливался, приходило его новое понимание, видение. Этот процесс практически постоянно идёт во время работы над каждым образом. Что-то принимает художественный руководитель, что-то не принимает, приходится дорабатывать. Всё, как в жизни, танцуешь так, чтобы зрителю было понятно всё, что ты делаешь. Например, состояние в «Чайной» и в «Защитниках» надо было сначала прочувствовать в жизни, а потом – перенести на сцену. И очень важно – не переигрывать!
Б.П.: - Елена Леонидовна, ваше звание – «Заслуженный артист Костромской области» - говорит об определённых заслугах в вашей работе. Как вы можете охарактеризовать свою танцевальную карьеру (только, пожалуйста, без лишней скромности)?
Е.Р.: - Я оцениваю свою работу как универсальную, не считаю, что имею какие-то большие заслуги. Благодаря среднему росту и, наверное, тому, что быстро учу и быстро могу сориентироваться на сцене, танцую за «маленьких», если поменялись обстоятельства – за «больших». (В балете «Кострома» женский состав делится на «маленьких» - артисток небольшого роста и «высоких» - артисток соответственно высокого роста. – Примеч. ред.) Звание мне вручили на концерте, посвященном 25-летию со дня основания коллектива, в 2016 году. (Подробнее читайте в выпуске «БП» 2(2) 2016. – Примеч. ред.) Было очень неожиданно и очень приятно, что мою работу оценили.
Б.П.:- Все, кто хоть немного знаком с танцевальным искусством, знает, что без травм в профессии не обойтись. Что вы можете рассказать о своих проблемах в этой области?
Е.Р.: - Я могу сказать, что со временем к боли просто привыкаешь. У меня была травма спины – укол сделаешь и дальше работаешь. Но был и такой случай во время номера «Коробейники» - просто унесли со сцены, дальше работать не могла. Во время второй беременности возникла проблема со спиной – никто не брался делать операцию. Врачи собирали консилиум специалистов в Москве и только там взялись прооперировать. Слава Богу, всё обошлось: и ребёнок жив, и спину «починили». У Павла Михайловича проблема с коленями, делали операцию. А однажды на концерте в Самаре, где было много знакомых, так постарался, что порвал косые мышцы живота и долгое время просто не обращал на это внимание. Тоже пришлось делать операцию. Но это издержки профессии, мы к этому, наверное, уже привыкли.
Б.П.: - Многих читателей «Балетных понедельников», не очень близко знакомых с вашей профессией, интересует вопрос воспитания детей. А как же во время длительных гастролей? Как совмещать воспитание детей и работу?
П.Р.: - На репетициях — это нормально, легко. Первый сын был во время гастролей с нами, с младшим полегче, есть бабушка. Главное, научить их слушаться. Старшему, Тимофею, например, было сказано: во время концерта за чёрную полоску не заходить, и он строго находился за чёрной полоской. А младший, Ефим, во время репетиций танцует в театре, а приглядывают за ним те, кто не занят в номере. Иногда ещё ему хлопают, подпевают.
Е.Р.: - Да, соглашусь, во время репетиций с детьми нетяжело, тяжело во время гастролей, расставаться. Часто даже специально беру младшего на работу, чтобы побольше быть с ним. Я понимаю, что наши дети в какой-то мере обделены семейным вниманием, этого не хватает, но такова наша работа, её требование! И если этого не понимать, если становится совсем тяжело – надо уходить. У нас даже младший уже понимает, что мама и папа работают и заняты.
Б.П.: - Наверное, у каждого артиста есть свои любимые номера или те номера, над которыми особенно интересно было работать. Что интересного вы можете рассказать по этому поводу читателям «Балетных понедельников?
Е.Р.: - Можно, я отвечу за двоих? Мне кажется, что у Павла самый интересный образ получился в еврейском танце. Он долго дорабатывался, добавлялись какие-то штрихи. А мне интересно было работать в «Зимушке» как в игровом номере, где достаточно актёрской игры, и в «Здравствуй, страна героев!», где удалось поработать в сольных отрывках. И ещё мне доставляет удовольствие, когда встаёшь на чьи-то места, кого-то заменяешь и приходится очень быстро ориентироваться и подстраиваться.
Б.П.: - Елена Леонидовна, мы знаем, что вам нравится современная хореография, вы преподаёте этот предмет в колледже и в «Детской Школе Хореографии». Скажите, пожалуйста, как вы пришли к изучению этого танцевального направления?
Е.Р.: - Меня привела необходимость. Действительно, современный танец мне нравился и нравится, но когда из балета в 2004 году ушла Елена Каткова, которая преподавала современную хореографию в колледже, надо было её заменить. Ну, а из-за того, что стала преподавать, надо было учиться, повышать квалификацию. Так до сих пор и повышаю!
Б.П.: - Наше интервью мы начали с традиционного вопроса, наверное, и закончим также традиционным вопросом: каковы ваши планы на будущее, что будет после балета «Кострома»?
П.Р.: - Так случилось, что я с 2014 года параллельно работаю хореографом и у фигуристов Костромской области, поэтому, надеюсь, что смогу продолжать эту работу и после своего выхода на пенсию в качестве артиста балета. Так что, с хореографией я не расстанусь и буду продолжать работать почти по профессии.
Е.Р.: - А я, конечно, собираюсь продолжать свою преподавательскую деятельность по современному танцу. Уже есть хорошие, интересные наработки, есть, чему научить ребят. А в мыслях… Конечно, хочется создать что-то своё, но это пока ещё только проекты, мечты и желания.
БЕСЕДОВАЛА ИРИНА СТРАХОВА.