Вступление
Кто-то считает что текущий конфликт между Россией и Западным миром начался в 2022, кто-то знает, что корни его лежат глубже - в 2014 и 1991 годах. Многие помнят взрыв антисоветской пропаганды в послевоенный период и понимают, что ненависть ко всем народам связанным с Россией на западе имела место уже тогда, а кто-то сошлется на указ "Erlass über die Ausübung der Kriegsgerichtsbarkeit im Gebiet „Barbarossa“ und über besondere Maßnahmen der Truppe", указав также, что подавляющая часть населения западной Европы, в общем-то, с лёгким сердцем и без особого сопротивления приняло идею расширения прекрасного сада на восток с необходимым сокращением популяции местных унтременшей.
Действительно, истоки этой многовековой борьбы уходят очень глубоко в прошлое и не так очевидны при близком рассмотрении, а нестыковка двух цивилизаций изначально возникает на почве не экономических или политических систем, но мировоззрений и фундаментальных принципов взаимодействия с окружающей действительностью.
В этом очерке мы попытаемся по возможности компактно, не слишком закапываясь во все тонкости истории, но руководствуясь биологическими и нейропсихологическими законами выделить некоторые фундаментальные тенденции и причины такой нестыковки.
Перед тем как начать хочу оговорить, что "фашизм" я всегда рассматриваю в широком смысле и подразумеваю под ним любую радикальную форму разделения людей на "равных и более равных" по любому признаку - классовому, расовому, национальному, конфессиональному, идеологическому и т.д. Для каждого из видов придумали свое слово, но суть всех этих "измов" идентична - это одна и та же модель отношений с окружающим миром, подаваемая под разными соусами.
***
Свой-чужой
Повышенная агрессивность к членам не своей стаи, племени или другого типа группы характерна практически для всех биологических организмов. Для организмов-одиночек тоже, просто в их случае размер стаи будет равен 1 - этому самому организму.
Например, самцы многих виды пауков с крайней неохотой и осторожностью приближаются к самкам даже в период спаривания, т.к. каждая попытка "заигрывания" или любая лишняя секунда пребывания рядом с самкой может обернуться для самца борьбой на смерть. Тут дело не в каких-то особых ритуалах, нет, просто все эти пауки, и самки в том числе - охотники, и далеко не всегда пауку самцу удается при помощи брачного "танца" переключить самку из режима "охота" в режим "спаривание", да и нет никаких гарантий по надёжности и продолжительности этого переключения.
Самцы же будучи такими же охотниками-одиночками знают лишь одну истину - все что не похоже на добычу может представлять угрозу и от этого нужно держаться подальше, а при необходимости быть готовым защищаться.
Это базовые биологические нейронные инструкции зашитые в нервную систему на генетическом уровне, своего рода программы по которым организмы приспособились действовать на протяжении тысячелетий чтобы эффективно размножаться.
Разумеется, многие хордовые, в частности млекопитающие, приматы и в особенности сапиенсы - куда более сложные существа с чрезвычайно богатым набором нейронных психических инструкций, но тем не менее, они такие же биологические организмы и несут глубоко в своем мозге полный набор устаревших и более примитивных нейронных инструкций, которые в определенных условиях могут подавляться и регулироваться при помощи сознания, а в некоторых - напротив актуализироваться и выходить на первый план.
Один из ярких примеров - современные племена аборигенов некоторых теплых богатых ресурсами тропических островов тихоокеанского бассейна. Местные охотники собиратели живут в обществе развитого неолита и благодаря социальной природе человека внутри своего племени уживаются достаточно мирно и хорошо. Но вот племя живущее на противоположном берегу озера они могут за равных себе не считать и, вообще, не идентифицировать как людей, а относить к животным и прочим обитателям леса, которые могут представлять как угрозу так и интерес сточки зрения охоты!
Такое отношение формируется из-за того, что родившийся в своем племени человек с опытом научается понимать окружающих его людей, видит что они не нападают на него без причины, а напротив помогают и т.д.
В отношении людей другого племени у него такого опыта нет, зато есть опыт столкновения с другими животными в этом же лесу - они либо его добыча, либо угроза.
Намного проще и на первый взгляд логичнее относится к другому племени точно так же как к остальным животным.
Изменить такое отношение можно пойдя на контакт, изучив и поняв другое племя, его обычаи и мировоззрение, но в условиях когда это племя говорит на другом языке, живет на другой стороне озера и леса полного опасных зверей - делать это нет особой мотивации, поэтому такие формы, можно сказать "бытового", но чертовски радикального нацизма встречаются в современных обществах охотников-собирателей довольно часто.
Свой - тот кто в моём племени. С кем я вырос, кого понимаю, кого не боюсь. Чужой - тот кто не в моем племени, с кем я не рос, кого не понимаю и кого из-за этого боюсь.
Непонимание есть незнание, незнание есть неизвестность, неизвестность порождает страх, страх порождает ненависть.
***
Социальная эволюция
Тысячи лет множества племён людей по всей планете натыкались друг на друга, враждовали, истребляли друг друга, сливались, торговали, заключали союзы и т.д. Многие, поняли, что принципиальной разницы между ними нет и достаточно лишь научиться понимать другое племя, как пропадает страх перед ним, появляется понимание его ценностей, навыки общения. Появляются методы эффективного взаимодействия. По сравнению с этим предыдущая концепция "другое племя = животные" уже выглядит не такой выгодной - скорее напротив неэффективной и примитивной.
Такому мощному скачку социальной эволюции способствует в первую очередь география - племена живущие на большой площади не разделенные труднопреодолимыми преградами с большей вероятностью будут сталкиваться друг с другом, торговать, заключать семейные союзы, мигрировать и проникать вглубь быта друг друга.
Чем больше у племени "А" будет связей с другими племенами и чем больше будет этих племён - тем быстрее племя "А" освоит навыки не просто взаимодействия с другими племенами, но и выработки этих самых навыков, т.е. появится методология. В социальной эволюции это аналог перехода от использования орудий труда к созданию орудий труда для создания/улучшения других орудий труда.
Племя разрабатывающее методологию взаимодействия с другими племенами выходит на принципиально иной уровень понимания человеческого общества, где концепция "вот это соседнее племя оказалось ничего", заменившая концепцию "чужак = животное", в свою очередь вновь заменяется уже концепцией "чужак = потенциальный друг", ведь у племени "А" уже есть набор проверенных социальных и дипломатических методов, который позволяет наладить отношения с "чужаками".
Из культуры такого племени выветриваются идеи племенного/национального фашизма, т.к. оно просто знает, что даже с потенциальными чужаками, которых оно никогда не видело, скорее всего сможет наладить отношения и в первую очередь как минимум попытается это сделать.
В категорию риска же попадают племена исторически имеющие небольшое количество связей с другими племенами, и/или непродолжительные неглубокие связи. Опять же во главе угла стоит средовой географический фактор - племена изолированные на острове по определению просто физически не смогут иметь большое количество глубоких и продолжительных связей с другими племенами. Степень взаимного проникновения всегда будет существенно, многократно выше между континентальными культурами, чем между островными.
Кроме того, в будущем с развитием человечества и культуры, географический фактор сможет замещаться или отягощаться идеологическим, т.е. разделять народы будут не только леса, озёра и проливы, но и системы убеждений, интегрированные в культуру. Т.е. склонность народа к фашизму может какое-то время сохраняться даже в благоприятных средовых условиях просто потому что "тут так принято".
***
Дети островов
Характерный пример в современной истории, демонстрирующий как изоляционистское островное общество может быть крайне фашистским - это Япония. Даже сегодня японцы как нация считают себя выше остальных в своем регионе как минимум, а зверства, которые они в прошлых веках творили в отношении, например, китайцев вполне можно ставить в один ряд с адом который вермахт готовил всем народам Советского Союза.
Низкий коэффициент взаимного культурного проникновения с соседним народом Китая, не позволяет появится пониманию, что порождает страх, многократно усиливающийся по принципу реактивного образования комплексом неполноценности из-за превосходящих размеров соседнего народа, перерастающий в ненависть, которая в свою очередь усиливается комплексом "бунтующего подростка", который видит установление силового доминирования над своим прародителем, как единственный способ доказать себе свою независимость.
В таких условиях военные успехи Японии доказывали нации ее превосходство и правильность соответствующих идей, а поражения лишь подпитывали ненависть фрустрацией.
Параллели уже проглядываются - да, конечно, схожая ситуация сложилась с Британской Империей. Бежавшие под напором гуннских кочевников германские племена ютов, англов и саксов в середине первого тысячелетия нашей эры преодолели Ла-Манш и окончательно вытеснили кельтские племена бриттов на периферию острова, а сами к 8 веку образовали Английское королевство.
После этого в социальном плане их постигла та же участь что и Японию. Островная изоляция, не смотря на активную торговлю и колонизацию других земель, физически не допускала глубокого и широкого проникновения других культур на остров на протяжении следующего тысячелетия, что и сработало как фактор риска в укреплении на уровне национального самосознания концепции "чужаки - животные, а мы их хозяева", а значит эксплуатировать чужаков можно любым образом и без зазрений совести, ведь это не что-то плохое - это нормальные отношения между хозяином и скотом.
Помимо импорта рабов за свой имперский период Англосаксы успешно экспортировали эту интересную идеологию обратно на материковую западную Европу, откуда они пришли, а так же в северную Америку, где в соответствии со своей рабочей концепцией истребили все местное население и превратили материк в сущности в еще одно островное государство, увеличенную копию Британии, запустив новый виток этого порочного изоляционистского цикла.
Движимые идеями собственной исключительности германские племена натворили немало дел. На счету французов и немцев самые кровопролитные войны в истории человечества, на счету англосаксов-американцев - самая масштабная торговля рабами, довольно изощренный геноцид коренного населения Северной Америки (через истребление бизонов на которых индейцы охотились для пропитания), а так же единственное в истории человечества боевое применение ядерного оружия, притом в отношении мирных городов, притом дважды.
Нидерланды помимо активной работорговли также отличились самой настоящей прокси-войной по колонизации Индонезии, что очень в духе англосаксов, а так же совсем недавно, в 2014 году они были замечены как главный спонсор информационной кампании, сопровождающей вооруженный захват власти на украине.
К сожалению, история и география сложилась таким образом, что англосаксы оказались в ловушке острова, которую осознанно или нет сами же дополнительно укрепили, распространив на ближайшую к ним большую землю свою квазифашистскую империалистическую идеологию. В итоге с течением времени они не смогли уйти от этого "абсолютного национального эгоизма", в то время как материковая Евразия медленно но верно двигалась в сторону объединения и коллективизма.
Вообще на эту тему можно говорить бесконечно, но цель данного очерка лишь обрисовать модус операнди - тенденцию в поведении и мировоззрении. Изучая историю англосаксов, любой может увидеть массу примеров которые раскроют их концепцию взаимодействия с окружающим миром во всей красе.
***
Дети полей и рек
По направлению от Ла-Манша на восток, историческая перспектива демонстрирует нам качественные изменения мировоззренческой парадигмы. По мере углубления в земли славянских, летто-литовских, финно-угорских племён пропадает работорговля, уходят идеи исключительности и превосходства, войны, конечно, не исчезают, но обретают больше потребностный экономический и оборонительный характер, появляется тенденция к избеганию неконтролируемой экспансии на освоенные другими народами земли в пользу торговли, обмена опытом и заключения союзов.
Причины такого отличия описаны ранее - эволюция системы свой-чужой в условиях отсутствия труднопреодолимых естественных преград и богатая культурная среда. Большинство народов Евразии, например, те же славяне развивались в окружении большого количества различных культур, в особенности восточные, которые контактировали помимо Европы с ближним востоком и Азией, для которых реки, выступая мощными протяженными каналами транспортировки и сообщения лишь усиливали эту связанность с отдаленными регионами, способствуя развитию навыков понимания других племён, их жизненного уклада быта и обычаев. Такой опыт всестороннего культурного обогащения полностью вытеснял базовую биологическую установку "чужак - это опасный зверь", т.к. "чужаки" зачастую оказывались пусть даже сперва и враждебными, но источниками знаний, технологий, новых идей, философий и т.д.
Это очень хорошо заметно в развитии письменности. Если посмотреть на древнеславянский алфавит в лонгитюде, то можно увидеть в нем периоды присутствия различных букв других евразийских народностей - от греческих букв до иероглифических элементов. Это признак глубокой интеграции в культуру других народов и стран - практически всех с кем восточным славянам довелось столкнуться.
Что еще интереснее, славяне, судя по всему, осознанно или нет, но нашли реализовали способ выделить этот опыт и закодировать так чтобы он мог быть перенят потомками.
***
Азбука как формула: Мнемоника
Если вспомнить древнеславянскую азбуку из обычной школьной программы, то можно заметить, что каждой букве соответствует начинающееся на нее же слово. Слово это не вымышленное, не специально созданное для обозначения буквы, как в некоторых индоевропейских языках, а самое обычное, бытовое: Аз - я, Буки - буквы, Веди - знать и т.д.
Такое соотношение полностью соответствует принципу формирования мнемонических формул, когда из бессмысленного набора или последовательности отдельных буквенных обозначений или терминов создается в той или иной степени осмысленное предложение, которое позволяет объединить множество элементов в одну мнестическую единицу и эффективнее сохранять в памяти и воспроизводить.
Существует масса примеров таких мнемонических формул, например всем известная формула последовательности цветов радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый),
Формула кодирующая спектральные классы звезд: Один Богатый Англичанин Финики Жевал Как Морковь (O, B, A, F, G, K, M),
Или, скажем, цикл трикарбоновых кислот: Целый Ананас И Кусочек Суфле Сегодня Фактически Мой Обед (Цитрат, цис-Аконитат, Изоцитрат, альфа-Кетоглутарат, Сукцинил-CoA, Сукцинат, Фумарат, Малат, Оксалоацетат).
***
Азбука как формула: Ментальность
Судя по всему, в древнеславянской азбуке словесные названия букв были выбраны отнюдь не случайным образом - на это указывает сама "Азбука", которая является списком всех имеющихся букв и название которой означает буквально "Я - буквы". Т.е. расшифровка слова "Азбука" согласно мнемонической формуле отражает суть этого слова.
Можно предположить, что вся азбука целиком так же является в некоторой степени осмысленным предложением.
Произнесём её побуквенно и попробуем перевести хотя бы в каком-то приближении, что бы определить наличие осмысленности.
Аз Буки Веди Глагол Добро Есте Живете Зело Земля И Иже Како Люди Мыслете Наш Он Покой Рцы Слово Твердо Ук Ферт Хер Ци Черве Шта Ъра Юс Яти
Если расставить знаки препинания, то некоторые русскоязычные люди, уже начинают улавливать некоторый смысл даже не глядя на перевод, давайте проверим:
Аз Буки Веди. Глагол Добро Есте. Живете Зело Земля И Иже Како Люди Мыслете Наш Он Покой. Рцы Слово Твердо. Ук Ферт Хер. Ци Черве Шта Ъра Юс Яти.
Интересно, не правда ли?
Всего имеется несколько интерпретаций с различиями в основном в последних частях, т.к. там трактовки перевода слов несколько неоднозначны, но суть у всех переводов очень похожая. Я предложу свой вариант, отличающийся в основном интерпретацией буквы и слова Ци, т.к. я склонен считать, что корни ее китайские в виду схожести написания (气) и значения - "вникать", "углубляться" в древнеславянском и "воздух", "внутренняя энергия", "жизненная сила" т.е. "душа" в китайском.
Я знаю буквы. Язык - это достояние. Живите усердно народы земли и изучайте наш мир как и подобает людям. Несите знание уверенно, учение - ключ к вершинам. Постигайте свою душу, чтобы достичь просветления.
Это можно назвать умеренно вольной интерпретацией, но дословно пересказывать то что уже имеется в открытом доступе я смысла не вижу. Скорее предложу всем ознакомиться с предметом самостоятельно и определиться какая интерпретация вам ближе, найти значения слов, которыми названы буквы, чтобы предложить свою собственную версию.
Глобально смысл формулы с разными интерпретациями и переводами не меняется, т.е. можно сделать вывод, что авторы, будь то Константин и Михаил или широкий коллектив их последователей (история полна сомнений, но здесь это не важно т.к. сами слова уже существовали) целенаправленно создали азбуку, как алфавит, который является мнемонической формулой для самого себя, благодаря чему в современности, помимо основной функции так же оказывается отпечатком духа времени той эпохи.
Авторы Азбуки, как и любые авторы чего угодно наполнили свое "произведение" теми смыслами, которые могли почерпнуть из своего личного опыта, т.е. изложенные ими идеи, были преобладающими, "мейнстримными" в том географически-временном отрезке где они жили.
Что еще важнее, эти смыслы и идеи они поместили в Азбуку - первую книгу любого человека. Т.е. это буквально первое, что читал любой человек, учивший грамоту на Руси на протяжении тысячелетия. Эти идеи и смыслы с юных лет формировали ментальность русскоязычных детей, они насквозь пронизывают всю русскоязычную культуру и передаются дальше уже через нее, даже после того как азбука эти смыслы несущая была упразднена.
Это и есть та самая "предками данная мудрость народная". Здесь нет ни единого слова о власти, бабле и великих завоеваниях. Здесь только возвышение языка как драгоценного инструмента общения, призыв к деятельностному, осмысленному проживанию жизни, изучению окружающего мира и самих себя, к обучению и распространению знаний.
Это ментальность народа ориентированного вовне, не склонного к изоляции, желающего общаться, делиться и обмениваться - объединяться и процветать. И в этом и есть её фундаментальное радикальное отличие от ментальности замкнутой на себя, воспевающей только себя и строящейся вокруг стремления лишь поглощать и эксплуатировать - разделять и властвовать.
***
Послесловие
Можно очень долго следовать за этой нитью Ариадны, заметить параллели с капитализмом и коммунизмом, увидеть, что среди народов Евразии есть в разной степени выраженная, но общая фундаментальная культурно-исторически детерминированная склонность к коллективизму и объединению...
Но это уже кажется мне не столь важным. Думаю, самое важное - это именно попытаться понять откуда же произрастает эта многовековая борьба между двумя цивилизациями, ведь не поняв этого мы рискуем попасть в ту же самую биологическую ловушку и начать бояться англосаксов или ненавидеть их, ведь мы тоже отнюдь не идеальны.
Из текста выше это может быть незаметно, ведь он умышленно написан нарочито контрастно, чтобы продемонстрировать причины такой разницы в восприимчивости к идеям фашизма между нашими цивилизациями, но в действительности и мы, славяне, русские, россияне, евразийцы - никакие не ангелы и наши умы тоже можно отравить, "перепрошить", насытить страхом и ненавистью.
В конце концов, наши далекие-далекие первобытные предки были именно такими и в нас спят погребенные под слоями вековой мудрости все те же самые примитивные биологические инструкции, что и бодрствуют сейчас в англосаксах.
Мы смогли победить свою животную природу - где-то постарались наши великие праотцы, а где-то нам банально повезло. Англосаксам не повезло, но если и они постараются, то тоже смогут преодолеть свои примитивные инстинкты.
Конечно, пока этого не произошло, нам необходимо быть в состоянии от них защищаться, но когда это всё же произойдет, а я уверен, что этот момент настанет - нам нужно быть готовыми протянуть им руку и пойти на контакт. А для этого нам необходимо уметь понимать их вместе со всей их многовековой и непростой историей.
Только так человечество однажды сможет жить в гармонии с сами собой.
***
Разделяй и властвуй – мудрое правило, но объединяй и направляй – еще лучше.
- Иоганн Вольфганг Гёте