В этом году исполняется 80 лет одному из решающих сражений Великой Отечественной войны – Курской битве. До сих пор, по пришествию многих лет Белгородская земля хранит в себе свидетельства тех жарких боев, не только на земле, но и в воздухе.
Белгородскими поисковиками в 2022 году между населенными пунктами Генераловка и Крутой Лог на пахотном поле были найдены фрагменты самолета. В сентябре приступили к раскопкам, в которых принимали участие курсанты и юнармейцы из Белгородского района и Шебекинского городского округа под руководством Виталия Геннадьевича Писанкова, руководителя поисковой группы Благотворительного военно-патриотического фонда «Застава Святого Ильи Муромца». Помогли и наши военные, предоставившие тяжелую технику для раскопок, т.к. части сбитого самолета находились в земле на глубине до шести метров.
В ходе раскопок были найдены фрагменты дюралюминиевой обшивки фюзеляжа и другие части, а также редуктор и два двигателя. Останков экипажа обнаружено не было.
После тщательного изучения находок было установлено, что это фрагменты советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 – №11/201 с моторами № 32-829 и №32-872.
Это была настоящая удача, т.к. по найденным артефактам можно было определить судьбу экипажа, сделав запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Что и было сделано.
Через месяц пришел ответ. Самолет ПЕ-2 с такими номерами был на вооружении 82 гвардейского бомбардировочного полка 1 гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии и был сбит 9 августа 1943 года.
В этот день экипаж бомбардировщика в составе: пилот – командир авиаэскадрильи лейтенант Г.И. Новиков, штурман – начальник оперотдела дивизии майора Ф.И. Головков, стрелок-радист – сержант В.Ф. Смирнов, вел разведку войск и техники противника в районе г. Харьков.
«На высоте 3500 метров в районе Русское Лозовое (Русская Лозовая в 1943 году село в Дергачевском районе Харьковской области) экипаж был атакован 4 Ме-109. (Messerschmitt Bf.109 одномоторный немецкий истребитель) В результате атак истребителей противника самолет Пе-2 был сбит, экипаж выбросился на парашютах. У майора Головкова парашют не раскрылся. Новиков ранен в ногу, возвратился в часть. Смирнов получил тяжелые ожоги и ранения – в госпитале. Головков разбился. Самолет сгорел».
Таким образом, удалось найти ответ на вопрос, почему среди найденных частей бомбардировщика не было найдено останков экипажа.
Используя разные источники, удалось установить еще несколько подробностей этого боевого вылета и дальнейшую фронтовую судьбу наших летчиков.
Экипаж нашей «пешки», такое прозвище получил бомбардировщик Пе-2, вел разведку движения войск противника по дороге Харьков-Полтава. Неожиданно был атакован группой немецких истребителей и загорелся. Новиков Геннадий Иванович на горящем самолете продолжал полет, чтобы перетянуть линию фронта и посадить самолет или выброситься на парашютах на своей территории. Это поняли и пилоты противника. Они не отстали и постоянно атаковали наш бомбардировщик. Во время отражения очередной атаки стрелок-радист Смирнов Владимир Филиппович «был ранен, горели руки и лицо, но, несмотря на это продолжал до конца боя отражать пулеметным огнем атаки истребителей противника».
Его метким огнем был сбит один немецкий истребитель. Горящая машина сумела перелететь линию фронта, и только после этого командир отдал приказ покинуть самолет. Это подтверждается и археологическими раскопками. По словам В.Г. Писанкова неуправляемый самолет сорвался в штопор и вошел в землю под углом 90 градусов. К сожалению, у гвардии майора Федора Иосифовича Головкова парашют не раскрылся, и он погиб. Гвардии лейтенант Новиков и гвардии сержант Смирнов благополучно приземлились на своей территории и после излечения в госпитале вновь вернулись в свой полк громить врага.
Смирнов Владимир Филиппович закончил Великую Отечественную войну в звании гвардии старшины. Совершил 106 успешных боевых вылетов, сбил 3 истребителя противника. За свой ратный труд был награжден: медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны II степени.
Новиков Геннадий Иванович после возвращения в полк вновь приступил к боевым вылетам. 23 августа его самолет был подожжен истребителями противника второй раз во время Курской битвы в районе поселка Буды Харьковской области.
«На горящей машине он продолжил полет превозмогая боль от ожогов лица и рук. Перетянув линию фронта, на своей территории экипаж выпрыгнул с парашютами, получив сильные ожоги лица и рук».
Экипаж был исключен из списков Красной Армии, как пропавший без вести. Но 12 сентября Новиков возвратился в полк. 15 апреля 1944 года при выполнении боевого задания в районе румынского города Тыргу-Фрумос, его самолет подожгли истребители противника. Геннадий Иванович был тяжело ранен в ногу и выбросился на парашюте. В бессознательном состоянии приземлился на территории противника и был взят в плен румынами. В конце августа ему удалось сбежать из плена и уже 18 сентября он прибыл в свой полк. Из наградного листа Геннадия Ивановича:
«Измученный длинным пребыванием в плену, славный патриот нашей Родины, перенося мучительные боли еще не зажитых тяжелых ранений, просится летать на боевые задания. Не зная устали и отдыха, он каждую минуту свободного времени использовал для передачи своего боевого опыта и боевой выучке летного состава. За короткий срок подготовил подразделения к активным боевым действиям. В настоящее время в составе авиаэскадрильи наносит сокрушительные удары по врагу в его собственной берлоге».
Новиков Геннадий Иванович за период ВОВ на самолете Пе-2 совершил 122 боевых вылета. Участник Прохоровского сражения. 16 июля 1943 года экипаж ПЕ-2 под его командованием бомбил железнодорожную станцию Беленихино. Шесть раз горел в воздухе и дважды исключался из списков Красной Армии, но каждый раз возвращался в полк и продолжал воевать. Награжден орденами: Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитану Г.И.Новикову за отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
В 1946 году Геннадий Иванович был уволен в запас и вернулся к мирной жизни. В 1951 году окончил Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Жил в Барнауле. Долгое время работал в локомотивном депо, в управлении Томской железной дороги. Скончался 5 января 1993 года. Похоронен на Власихинском кладбище города Барнаул Алтайского края.
Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.
p.s.: Выражаем большую благодарность В.Г. Писанкову за предоставленные фотоматериалы.