Найти тему
Monocle.ru

Можно ли уже считать Telegram серьезным медиа?

    Николай Борисенко, зам.директора по инвестициям ЗАО «Лидер»
Николай Борисенко, зам.директора по инвестициям ЗАО «Лидер»

Принято считать, что развитие человечества, любых его характеристик, таких как: потребляемая энергия, численность населения, кол-во новых изобретений (патентов) и т.д., по форме напоминают экспоненту. То есть в среднем в каждые следующие 10 лет скорость роста выше, чем в предыдущий такой же период. Таким образом, прогнозируя будущие 10 лет на базе прошлых 10 лет мы всегда будем недооценивать будущее.

Сторонники теории технологической сингулярности считают, что это даже не экспонента, а скорее гипербола, т.е. кривая, устремляющаяся в бесконечность в определенной точке. Таким образом, каким бы умным ни был человек, в какой-то момент он потеряет полную осведомленность в том, что происходит технологически даже в его предметной области. И более обще — каждый человек думает, что мир меняется медленнее, чем это происходит в действительности.

В наше время сильные перемены происходят в разных областях, одна из таких — медиа, в понимании источника информации для людей. Telegram начинался как проект, интересный для ИТшников, новаторов и студентов.

Отношение к нему нельзя было назвать серьезным, скорее как к месту развлечения и высказывания особо оригинальных мнений. в 2022 и 2023гг он неожиданно стал абсолютно массовым медиа. Сыграли свою роль и запрет ряда платформ, и готовность серверов Telegram к обработке колоссальных потоков информации.

Триггером взрывного роста стали события февраля и сентября 2022г., после которых, его стали читать уже очень многие в крупных городах, где концентрация его пользователей и сегодня велика (по данным данным исследования аудитории мессенджера от TGStat (ссылка) около 30% пользователей в России живут в Москве, и ещё 13% в Санкт-Петербурге). Согласно тому же исследованию, 73% из 50 000 опрошенных отметили, что доверяют в Telegram конкретным публичным авторам (причем больше половины из них — им и только им). Т.е. источником актуальной и достоверной информации сегодня люди считают именно телеграм-каналы. Стоит ли вспоминать, что 22-24 июня 2023г многие граждане от школьников до пенсионеров провели безотрывно часы в телефоне, читая новости от неофициальных СМИ.

Каналы в Telegram впервые масштабно реализовали идею неперсонализированных медиа в соц.сетях. в Instagram и facebook люди читали других людей (и знали их "в лицо"), здесь же они читают то, что публикует некоторый аватар канала (картинка в кругляше). Люди черпают в них не только политические новости, также и отраслевые, экономические, маркетинговые, удовлетворяют потребность в развлекательном контенте и даже в психологической поддержке. Новыми звездами становятся не ведущие Comedy Club, а такие имена (за которыми и не всегда известно, кто персонально стоит) как КБ ( https://t.me/cbpub ), Двач ( https://t.me/dvachannel ) и ЖЮ (https://t.me/lifeyt ) .

Именно эта платформа выступила той средой, через которую распространяется важная информаций и через которую происходит влияение на настроения миллинов людей.

Даёт ли всё это право телеграм-каналам сегодня считать себя серьезными медиа? Ответ и да, и нет. Есть очень яркие примеры новых медиа (Mash, Baza, SHOT и др.) с аналитической поддержкой, редакционной стратегией и перепроверкой фактов перед публикацией. А есть и такие, у которых ничего этого нет. Зато есть умение улавливать сиюминутные настроения и инстинктивные рефлексы сотен тысяч подписчиков, быть “в тренде” событий и усиливать психологический эффект (например, паники).

Долгосрочной и комплексной картины происходящего такие каналы не производят по той простой причине, что штат редакции состоит например из 2-3 человек. Причины этой распространённой проблемы разные: нет рекламных доходов, владельцы направляют выручку на другое, или просто не смогли трансформирваться после резкого роста. В этом бы не было никакой проблемы, если бы не их массовое влияние на умы реальных людей. И всё же, примеры выше и приход официальных СМИ вселяют уверенность, что профессиональные команды будут преобладать в “телеге” в обозримом будущем.

Остается также вопросом, почему при таком положении вещей, при таком уровне доверия людей к телеграм-каналам — среди них нет структур (в открытых источниках нет об этом данных), которые бы объединяли хотя бы 5% аудитории. Редко известно, кто контролирует каналы, особенно крупные. Есть надежда, что ведущими русскоязычными каналами с их влиянием в основном руководят пророссийски настроенные люди.

— (тут наверное можно и закончить)

Другая сторона телеграмовского уклада состоит в том, что люди до 25 лет (зумеры и чуть постарше) постоянно проводят время в телефоне, часто в нём живут. Это звучит необычно, однако человек 20-и лет может в совершенстве владеть достаточно сложными мобильными приложениями по обработке видео и фото, а также другими, но при этом не уметь пользоваться Excel. Telegram, в отличие от других соц.сетей, создал для них рабочую среду. Ведь каждый канал это отдельный небольшой бизнес, часто с командой редакции, коммуникациями с клиентами, бухгалтерией и т.д. — все процессы происходят в телефоне, без участия компьютера. Для этого организуются чаты, папки, приватные каналы, функциональные программные боты и т.д. Также и целый класс малого, среднего, иногда и крупного бизнеса перенес корпоративные коммуникации в Telegram.

Технологически, мессенджер шагает и дальше, предлагая просмотр веб-сайтов внутри себя, создание игр, оплату услуг через программных ботов и TON, хранение биткоинов во внутреннем кошельке @wallet , привязаном к личному аккаунту. Инфраструктура TON позволяет интегрировать оплату любых покупок и сервисов через мессенджер, это делается в два клика, достаточно иметь на балансе немного тона (который также легко приобрести за рубли внутри Telegram). Для молодого поколения это все крайне удобно и очень привычно. Помимо этого, уже почти весь функционал многомиллиардной крипто-индустрии здесь в одном месте, доступном 700 млн. человек в пару нажатий на экране.

Такие возможности конечно вызывают вопросы о необходимости их регулирования, во избежание неправомерных или преступных действий. Однако же они вызывают и чувство гордости, ведь весь этот нашпигованный современными технологиями в удобной форме и классном дизайне продукт — разрабатывается по большей части программистами из нашей страны.

Telegram идёт и ещё дальше, предлагая возможность разработки корпоративных приложений на базе своей программной архитектуры и серверной инфраструктуры (открытая библиотека TDLib). Легко себе представить перевод например документооборота и почтовых коммуникаций, подписания договоренностей в десктопный интерфейс мессенджера, создание субдоменов перед юзернеймом ___@company, которые обмениваются зашифрованными сообщениями через вынесенные серверы в датацентр конкретной компании. В качестве заключения хочется сказать, что на примере Telegram, продукта с российскими корнями мы видим создание по-настоящему супер-аппа, технологически на много лет опережающего конкурентов, опосредованно через каналы влияющего на мнения масс и распространяющегося без рекламы по всему миру.