Найти в Дзене

Трент Резнор и Аттикус Росс - мастера саундтрека

Все мы знаем Трента Резнора. Этот гений - один из самых влиятельных артистов последних 20 лет. Человек, который победил свои пороки, обнажив их перед слушателями, и музыкальный, не побоюсь этого слова, герой, до сих пор вдохновляющий тысячи людей на творчество. Но, довольно бравад, давайте поговорим, к чему в своё время пришла данная личность, а именно - к звукорежиссуре в кино. В честь скорого выхода нового фильма Дэвида Финчера, а именно The Killer, руку к которому приложил наш старый знакомый и его не менее значимый коллега, вспомним же, с чего начинал легендарный мистер Резнор. Первое сотрудничество с кинематографом у Резнора началось с культовой картины Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы» (1994) – в ней Трент спродюсировал саундтрек, подобрав идеальные песни под стиль картины, а позже записал песню Burn, которая позже попадёт в расширенный ost, над выходом которого Резнор корпел в гостиницах во время тура в поддержку The Downward Spiral. С помощью ноутбука и программы ProTools о
Трент и Аттикус
Трент и Аттикус

Все мы знаем Трента Резнора. Этот гений - один из самых влиятельных артистов последних 20 лет. Человек, который победил свои пороки, обнажив их перед слушателями, и музыкальный, не побоюсь этого слова, герой, до сих пор вдохновляющий тысячи людей на творчество.

Но, довольно бравад, давайте поговорим, к чему в своё время пришла данная личность, а именно - к звукорежиссуре в кино. В честь скорого выхода нового фильма Дэвида Финчера, а именно The Killer, руку к которому приложил наш старый знакомый и его не менее значимый коллега, вспомним же, с чего начинал легендарный мистер Резнор.

Первое сотрудничество с кинематографом у Резнора началось с культовой картины Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы» (1994) – в ней Трент спродюсировал саундтрек, подобрав идеальные песни под стиль картины, а позже записал песню Burn, которая позже попадёт в расширенный ost, над выходом которого Резнор корпел в гостиницах во время тура в поддержку The Downward Spiral. С помощью ноутбука и программы ProTools он вычленял из «Убийц» запоминающиеся фразы и микшировал их с песнями.

Фильм получился невероятно экспериментальным, местами дико небрежным, от того обретая свой уникальный стиль — постоянные смены визуального строя: цветные кадры, чёрно-белые, 16-миллиметровая плёнка, кадры на «Супер-8», стилизация под теленовости и ситком. Стоуну нужен был такой же динамичный и разношёрстный саундтрек, и Резнор как продюсер справился с задачей: в картине звучат и Леонард Коэн с Бобом Диланом, и Доктор Дре, и Rage Against the Machine и др. Этой дикой комбинации с экстремальной жестокостью картины, понравившейся и зрителям, и критикам, отлично помог именно тщательно выверенный саундтрек, где каждая песня на своем месте.

После выхода фильма Трент занимается всё тем же — турит со своей группой «Nine Inch Nails» (NIN) и сидит в студии. Но у него есть одно увлечение — Резнор как-то признаётся, что сразу по окончании концерта бежит играть в первый DOOM, и про это узнают разработчики из Id software (которые фанатеют от музыки группы) и приглашают его создать всеразличные звуки и музыку для их следующей игры. Он же в свою очередь не отказывается и вписывается в это авантюрное дело на бесплатной основе. И Quake вышел отличным со всех сторон, при том, что для Резнора это был первый опыт в данной стезе. Вы даже можете услышать его голос у протагониста игры, именно он озвучил все ахи и вздохи героя.

Когда всё началось, они не были уверены, будет ли это космос, средневековье или что-то в таком духе, поэтому они составили список звуковых эффектов. Я никогда раньше не занимался фоли (шумовые эффекты), и мне это показалось интересным. Они также дали мне список из тысячи звуков: доспехи, ходьба по дереву, расколотая голова. Так что я позвонил знакомым парням из Лос-Анджелеса, которые занимались фоли. Я не могу кого-нибудь заколоть и выйти сухим из воды, поэтому я спросил их как это сделать. "Возьми кочан салата и разруби его ножом". Ох ладно.

На самом деле удивительно, сколько людей вдохновил Резнор своими произведениями в любой индустрии. На ум сразу же приходит Акира Ямаока, который открыто признаёт что именно творчество NIN вдохновило его на саундтрек к Silent Hill.

По сути именно после этих двух проектов у Трента пошло более плотное увлечение данной сферой творчества. Он познакомился как с создателями игр, так и с кинотусовкой. Так, в 1997-м Резнор спродюсирует маргинальный саундтрек к «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. На звуковой дорожке Линч собрал по-настоящему крутую компанию — это и Трент Резнор, и его тогдашний подопечный Мэрилин Мэнсон, и герои 70-х Дэвид Боуи с Лу Ридом, и свежие герои The Smashing Pumpkins. Конечно, не обошлось без любимого композитора режиссёра - Анджело Бадаламенти.

Впрочем, ярче других в картине прозвучали малоизвестные на тот момент Rammstein. Шестёрка из Берлина очень хотела прозвучать на больших экранах и постоянно отправляла свои демки всем крутым режиссёрам с надеждой, что кто-нибудь да снимет им клип. Линч клип снимать не стал, но усилия Rammstein не пропали даром. Трент посоветовал режиссёру послушать ребят и найти для них место в фильме. В итоге съёмочная команда стала заслушивать диски группы до дыр, и Линч решил добавить в свой фильм и их.

-2

В середине 2000-х «Nine Inch Nails» выпускает четвёртый полноформатный альбом «With Teeth», на сингл из которого – песню «Only» – Финчер снимает клип. В то же время Резнор знакомится и сотрудничает с Аттикусом Россом — британским композитором и звукорежиссёром. Прежде Резнор безраздельно властвовал в студии и прочих музыкантов использовал скорее как сессионщиков, но с Россом у него вышел по-настоящему гармоничный дуэт. Вместе они работают над материалом «NIN» и в 2008-м выпускают экспериментальный альбом, состоящий из 36-ти инструментальных композиций, записанных по наитию и представляющих собой саундтреки к вымышленным образам.

Манера Дэвида Финчера – клиповая нарезка стильных мрачных кадров - резонировала с «пограничным» звучанием Резнора, исследующим самые дальние закоулки человеческой природы.

Финчер, услышав кинематографический потенциал дуэта, позвал их к работе над «Социальной сетью». И не проиграл — картина получила «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший оригинальный саундтрек.

Вообще, первыми в «Социальной сети» звучат не Резнор с Россом, а The White Stripes — их гитарные риффы сопровождают судьбоносную, как вскоре выяснится, сцену в баре, где Марк Цукерберг в исполнении Джесси Айзенберга ведёт беседу с подругой и получает важный толчок к последующим действиям. Вскоре он покидает бар, и его долгий поход по тёмным улочкам Кембриджа (запечатлённый, кстати, тайком, потому что снимать эти места запрещено руководством университета) сопровождают фортепианные переборы и нарастающий басовый гул, которые не только хорошо вводят вас в темп фильма, но и описывают внутренние переживания главного героя. Позже эта партия прозвучит ещё раз и вы сможете полностью убедиться в её простоте и в то же время огромной силе.

А позже, уже с помощью второго трека нам показывают, как герой разгоняет идею в своей голове и тут же её реализует. Отличное совмещение саундтрека с картиной, которую мы видим перед глазами. Нет раздутости и пафоса оркестра — два человека, клавишные и синтезаторы. Поэтому Оскар абсолютно заслужен. Всё работает, как часы.

После «Социальной сети» мы были воодушевлены. Ещё до наград и признания мы поняли, что нашли прекрасную творческую среду за пределами мира рок-н-ролла и Nine Inch Nails. Это был очень интересный способ расширить собственный набор навыков. Было здорово. И мы были в восторге, когда Дэвид сказал: «Привет, я работаю над „Девушкой с татуировкой дракона“, давайте продолжать.
Трент Резнор в интервью Consequence
-3

Музыканты и режиссёр возобновили сотрудничество всего через год после выхода «Социальной сети». В период с 2007 по 2011-й у Дэвида был пик сил и он выдавал один шедевр за другим — снял целых четыре картины: «Зодиак», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Социальная сеть» и «Девушка с татуировкой дракона». Как раз с последней музыкальный дуэт решил помочь своему старому знакомому. Для экранизации детективного бестселлера Стига Ларссона Резнор и Росс выдали три часа льдистого дарк-эмбиента, идеально подходящего для зимних похождений Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста.

youtube.com

Ну, и не обошлось без броского кавера: на по-крутому старомодных титрах картины звучит Led Zeppelin «Immigrant Song» в брутально-индустриальной обработке Резнора.

-4

И вот после очередных туров с новым альбомом Nine Inch Nails, а именно Hesitation marks, которым, не смотря на своё не самое позитивное название, Резнор как бы отпускает все свои грехи и беды, он полностью уничтожил всех своих демонов. Это замечательный музыкант и семьянин, жизнь идёт отлично. Всё, что теперь надо делать, - самовыражаться единственным известным ему способом — музыкой. Трент снова распускает команду ради того, чтобы побыть с семьёй и спокойно поработать в студии вместе со своим другом Аттикусом Россом.

На дворе 2014 год, и в этот раз Финчер решает дать ребятам в очередной раз непростую и интересную задачу:

Представьте себе действительно ужасную музыку, которую вы слышите в массажных салонах. То, как она искусственно пытается заставить вас чувствовать, что всё в порядке. А затем представьте, что звук начинает сворачиваться и распадаться.
Дэвид Финчер, в интервью The Wall Street Journal

И конечно же он не ошибся с выбором композиторов для своего нового фильма "Исчезнувшая" — кто как не они отлично отображают звуковую часть миров Финчера. Музыка и вправду получилась похожей на то, что играет в спа — успокаивающие, усыпляющие бдительность фортепианные аккорды и синтезаторные мелодии, в которые внезапно вторгается дисгармоничный звук, рушащий мнимую идиллию. Идеальное сопровождение для истории о сломанных взаимоотношениях и закрученной хичкоковской проблеме «ложно обвинённого человека», затрагивающей тему сложных супружеских связей.

-5

После «Исчезнувшей» Финчер ударился в работу над сериалом «Охотники за разумом» и трио на время разбежалось. То тут, то там Трент с Аттикусом работали над уже классическими для них саундтреками: "До потопа", "День патриота", "Птичий короб", "Волны", "Женщина в окне", сериал "Хранители" и многие другие. И все они легко узнаются, если прочувствовать творческий почерк этих ребят.

В то же время выходит ещё пара альбомов группы NIN, среди которых гитарный и более роковый The Slip и очень шумовой Bad witch. Альбомы, которые возможно не так трогают, как старые пластинки группы, но отлично показывают многогранность музыканта и его огромный талант.

И вот спустя почти 7 лет Резнор и Росс снова встречаются с Финчером, чтобы поработать вместе над картиной «Манк». Вообще, если кратко говорить именно об саундтреке, то это был вызов для команды. Действие разворачивается в сороковые годы, поэтому Девид решил максимально стилизовать картину под голливудские ленты тех лет. Разумеется, это отразилось и на музыке: Тренту и Аттикусу пришлось полностью отказаться от синтезаторов и использовать аутентичные инструменты 1940-х. К записи привлекли целый оркестр, но из-за ковида его участники записывали свои партии дома. Несмотря на пандемийные ограничения, композиторам удалось добиться звучания настоящего большого оркестра 40-50годов.

Росс и я, как обычно, были напуганы, но я думаю, что любой хороший проект начинается с некоторого дискомфорта.

Но помимо того, чтобы поработать бок о бок с легендарным режиссёром, они решили совершить ещё один квест - написать саундтрек к мультфильму, но не а бы какому, а к такому близкому им по духу драматическому произведению — к мультфильму "Душа". Да, «Манк» стал безусловно амбициозной работой Резнора и Росса, но подлинное творческое бесстрашие они проявили, взявшись за музыку к данному мультфильму. Должно быть сложно представить такую тяжелую песню Nine Inch Nails как «Happiness in Slavery», но ведь куда интереснее то, что результат получился блестящим.

-6

Вообще-то у «Души» два основных саундтрека. Сцены, происходящие в реальности, в суматошном Нью-Йорке, сопровождаются бодрым джазом авторства Джона Батиста. Резнор и Росс же со знанием дела «озвучили» тот свет.

На этот раз они записали столько музыки, что c лихвой хватило бы на шесть фильмов. Но попали в «Душу» треки в духе берлинской школы электроники (Tangerine Dream, Клаус Шульце и так далее) — пульсирующий космический эмбиент с повторяющимися синтезаторными паттернами. Работая над саундтреком, Резнор ничуть не изменил своему стилю: например, трек «Terry Time» построен на его фирменных параноидальных интервалах, которые слышны ещё на первом альбоме Nine Inch Nails.

Нас спрашивали: «Ребята, а зачем вам участвовать в фильме о джазе?» Но так его преподносили иначе. Pixar снимал своего рода рискованный фильм, где главный герой умирает в самом начале. Фильм о том, что происходит после смерти, и что делает жизнь достойной того, чтобы жить.
Трент Резнор, композитор, в интервью Consequence
-7

Трент Резнор и Аттикус Росс совершили настоящую революцию в кино и навсегда изменили искусство саундтрека. Они сильно перелопатили жанр, не только создав свой уникальный почерк, но и показали, что можно подойти к саундтреку творчески. Двери в царство, где властвовали профессионалы вроде Ханса Циммера и Джона Уильямса, теперь открыты для всех желающих музыкантов.

Сейчас же Трент продолжает работать со своим коллегой, и один из ближайших фильмов, в котором можно будет услышать их саундтрек, — это очередной фильм Дэвида Финчера The Killer с Фассбендером в главной роли. И уже в трейлере звук подчеркивает и дополняет картину.

Я уверен, что 10 ноября 2023 мы насладимся очередным бесподобным произведением.