Долгое время руководство Российской Федерации не могло определиться с внешнеполитической стратегией. Видимость партнёрских отношений с Западом в 1990-е и нулевые годы маскировала ненадёжность географического положения России после распада СССР.
Суть этой проблемы не изменилась с петровских времён. Она заключается в зависимости российских торговых коммуникаций от политической конъюнктуры в сопредельных странах.
На пути наземной торговли в западном направлении стоит традиционно враждебная Польша. Морским путям угрожают прибалтийские страны, прежде всего Эстония.
На пути в Индию оказываются Грузия, Азербайджан и Казахстан. Каждая из этих стран чрезвычайно подвержена сиюминутной политике флюгера и готова пойти на любые эксцессы в случае поддержки со стороны западного альянса.
Говорить о среднеазиатских образованиях вроде Киргизии и Таджикистана вовсе не приходится. Родоплеменной образ жизни не позволяет прогнозировать их государственную политику даже на полгода вперёд.
С момента крымских событий 2014 года ситуация принципиально изменилась. Начавшаяся по инициативе Запада масштабная политика санкций открыла глаза всем тем, кто способен к долгосрочному прогнозированию.
Немедленно выяснилась уязвимость всей российской логистики. Последние десять лет мы вынуждены были вздрагивать от каждого чиха в Киеве, Варшаве, Таллине, Тбилиси, Баку, Астане. Эти лимитрофы при любом удобном случае ограничивали российские товарные потоки, открыто или неявно солидаризуясь с нашими врагами. Дошло до того, что микрогосударсвенное образование "Эстония" неоднократно грозило и продолжает грозить перекрыть Финский залив для российского судоходства своими береговыми ракетными комплексами.
С одной стороны, вновь возникшая ситуация усложнила текущее положение России в части внешнеторгового оборота.
С другой стороны, исчезла стратегическая неопределённость во внешнеполитических приоритетах нашей страны.
Отныне главной целью российской политики должно стать устранение любых препятствий в международной экспортно-импортной логистике на границах Российской Федерации. Чёрное, Каспийское и Балтийское моря должны стать зоной беспрепятственного движения российских товаров при любом международном раскладе.
Если потребуется лишить ряд стран их государственности, это следует поставить во главу нашей политики в XXI веке.
Пётр первый прорубил окно в Европу. Владимир Путин должен заложить в российское сознание задачу вновь прорубить окно в мир.