Найти тему

Скоро 1 сентября: как семье без стресса переключиться с отдыха на школьный режим

Оглавление

К школе готовится вся семья, а не только ребенок. Это время связано с волнениями, особенно если ученик не горит желанием возвращаться за парту. Экспертное мнение психологов и педагогов поможет родителям достойно справиться с суетой и стрессом последних дней августа.

Фото: Яндекс
Фото: Яндекс

Статистика показывает увеличение количества московских школьников. В прошлом учебном году 2022/2023 отметка превысила один миллион учеников, 119 000 ребят пошли в первый класс. В этом году точное число пока официально не названо. Судя по ажиотажу вокруг этого события, москвичей со школьниками в составе семьи будет по-прежнему много.

Кто-то из родителей испытывает лишь легкое волнение, а для других – это настоящая проверка нервов на прочность. По данным исследования компании OMI, каждая вторая мама испытывает стресс. На мужчинах это событие отражается меньше: переживает каждый третий папа.

Дело в том, что за 3 месяца ребенок сильно выбивается из трудового режима. Он привыкает к отдыху и свободному расписанию дня. Резкий переход от игр и безделья к интеллектуальному труду и дисциплине выбивает его из колеи. Родителям также нужно пересматривать свой режим дня, включая в него школьные хлопоты. В этот момент важно не перегореть на старте, не ссориться с ребенком и не отбивать у него желание учиться. Полезно прислушаться к рекомендациям экспертов, которые подскажут, как войти в школьные будни без суеты и нервов.

Источник: https://vistat.org/
Источник: https://vistat.org/

Интеллектуальные нагрузки

Наукой доказано, что для выработки привычки нужно не менее 21 дня. Поэтому не стоит требовать от ребенка моментального рывка. Не ждите чуда, что уже с первой недели занятий появятся хорошие оценки и результаты. Первые 3 недели – самые трудные. Именно в это время потребуется максимум усилий для вхождения в школьный ритм. Нужно рано вставать, полдня проводить в классе, сидя за партой, а во второй половине находить время для выполнения домашних заданий.

Психотерапевты напоминают родителям о важности плавного перехода и о постепенном увеличении нагрузок. Это правило работает не только для школьников, но и для работающих людей. Специалисты приводят в качестве примера хирургов: они никогда не приступают к проведению операций сразу после отпуска. Даже опытные врачи первые дни ассистируют своим коллегам.

Как на практике применить эту рекомендацию?

Нужно примерно в середине августа начинать вводить в режим дня легкие интеллектуальные нагрузки. Это не должно быть в принудительной форме: сегодня ты читаешь 5 страниц, а завтра – 10 и так далее. Для младших школьников можно организовать игры, которые развивают память и концентрацию внимания. Старшим можно предложить просмотр коротких обучающих роликов по предметам. Здесь главное не результат, а введение привычки учиться в режим дня. Приветствуется развлекательная форма подачи материала и небольшая нагрузка с плавным увеличением количества времени занятий.

Физиологическая адаптация

Педагоги обращают внимание на физиологические особенности адаптации у детей. Ребенок младше 11 лет не может контролировать свое поведение в этот период. Он это делает не назло родителям, а просто из-за возрастных особенностей нервной системы. О качестве образовательного процесса не может быть и речи при отсутствии нормального сна. Для учеников начальной школы норма – 10 часов, для подростков – 8 часов.

Поэтому с середины августа нужно начинать переход на школьный режим подъема и засыпания. Тем, кто привык поздно ложиться, будет непросто. Поэтому родители должны помочь в этом. Младшим детям можно читать сказку на ночь, старшим – организовать дневную активность, например, занятия спортом. Хорошо помогает волшебный ночник с мягким рассеянным светом для засыпания.

Второй важный момент – это стабильность режима. Это значит, что все 5 дней с понедельника по пятницу нужно вставать по будильнику в 7 утра. В субботу и воскресенье можно поспать подольше, например, до 9 утра. Правило стабильности касается и времени засыпания. Особенно важна физиологическая адаптация для гиперактивных детей. Для них резкая смена режима станет дополнительным фактором стресса. Родители должны помочь им в организации правильного режима.

Психологический настрой

Учителя знают, как важен нормальный сон для обучения детей. При недосыпании дети просто засыпают за партами. Кроме важности физиологической адаптации педагоги обращают внимание на психологический настрой. Особенно он полезен при новом виде деятельности: для первоклассников и для пятиклассников при переходе из начальной школы в старшую.

Детям требуется поддержка и положительный настрой на учебу. Родители не должны выражать свое недовольство фразами: “Ох, опять начинается эта школа!” или “Все, кончилось твое беззаботное детство!”. Лучше поделиться светлыми воспоминаниями о своих школьных годах, поговорить о процессе обучения в позитивном ключе. Можно походить по школе, пообщаться с учителем.

Рекомендуется отметить положительные навыки ребенка. Например, похвалить его за то, что он сам собирает рюкзак. Поддержка семьи очень важна. Нервозность и неуверенность в том, что в школе все будет хорошо, от родителей передается ребенку. Поэтому заранее создайте позитивный психологический настрой.

Не забудьте сказать ребенку важную фразу: “Я всегда поддержу тебя, я с тобой!” Главное, чтобы эта фраза не расходилась с делом. Теперь вся семья будет учиться в школе вместе с ребенком.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное!