Сегодня я хотел бы вас познакомить со своеобразным отцом ваших любимых сборников «Romantic Collection» и, в какой-то степени, прародителем концепции «Я слушаю музыку только плейлистами» на стриминговых платформах.
Жили-были в начале 80-х в Великобритании два процветавших лейбла – империя Virgin Records Ричарда Брэнсона и гигант EMI. И пришла им в голову гениальная идея: для рабочего класса меломанов (я думаю, было именно так), не имевшего средств на покупку любимых синглов и альбомов, организовать единый лицензированный сборник, куда входили бы все любимые народные хиты. Целью было набить этим сборником прилавки всех доступных супермаркетов, разумеется!
Название «Now That’s What I Call Music!» пришло от постера 1930-х годов, на котором была изображена свинья, слушающая пение курицы. На постере была подпись: «Вот, что я называю музыкой». Ричард Брэнсон купил его на день рождения друга в антикварном магазине на Портобелло – он часто там бывал, поскольку ему понравилась хозяйка магазина Джоан. Девушка, позже ставшая его женой. Если не легенда, то звучит очень романтично.
Тот самый плакат украсил заднюю обложку первого сборника и впоследствии стал неофициальным талисманом серии.
Первый подобный сборник вышел в Великобритании и в Ирландии 28 ноября 1983 года и стал очень успешным, достигнув верхней строчки в главном альбомном хит-параде острова и занимал он лидирующую позицию в том числе и в рождественскую неделю. Впоследствии сборник получил трижды платиновый статус продаж, то есть его приобрели порядка миллиона человек. Успешный успех, получается.
Ключом к этому стали три простых компонента – маленькая стоимость сборника, громкие имена на пластинке и, само собой, грамотный пиар по телевидению.
С получением, собственно, прав на музыку проблем не возникло, ведь почти все песни со сборника и так выпускались либо через Virgin, либо через EMI, либо через более маленькие лейблы, имевшие в качестве распространителей этих двух больших игроков. Словом, беспроигрышная тактика.
Весь треклист из 30 композиций отдельно ставить я вам не буду, только в конце представлю смешанный плейлист.
Символично, что первым в списке стоит один из самых коммерчески успешных музыкантов 80-х – Фил Коллинз. Причём не со своей песней, а с хитовым кавером на The Supremes.
А на второй стороне вы обнаружите ещё и хит группы Genesis с Коллинзом на вокале. «That's All» в Великобритании гремел не слишком, но зато добрался до шестой строчки в США, первым прорвавшись в ТОП-10 и фактически подняв карьеру Genesis на новые вершины.
Тут найдётся и первый хит номер 1 в карьере находившихся на пике славы Duran Duran.
Есть и не только британские артисты в сборнике. К примеру, австралийцы Men at Work с их «Down Under», Тина Тёрнер с кавером на Эла Грина, бойз-бенд New Edition. И KC and the Sunshine Band с мгновенно заседающей в ваших ушах «Give It Up».
Virgin в 80-х подняли немало денег на музыке в стиле новая волна. Музыканты из The Human League стали крайне успешными.
И куда же без Боя Джорджа?
Да и Майк Олдфилд, как и Genesis, успешно приспособился к 80-м, уйдя от своих проговых корней. Помогло сотрудничество с талантливой шотландской вокалисткой Мэгги Райлли.
Кстати о талантливых шотландцах. «Now That’s What I Call Music!» задолго до фильма «Клуб «Завтрак» познакомил меломанов с творчеством отличной группы Simple Minds.
Песню «Waterfront» лицензировали неоднократно, ведь именно её в 1989 году услышали и советские любители музыки, приобретя сборник «Greenpeace Breakthrough».
Роберт Смит тоже тут был. Жаль песня не из альбома «Pornography» (если была хоть малейшая вероятность подобного развития событий), но и «The Lovecats» любима.
Наибольшее представительство на сборнике я насчитал не у Фила Коллинза или мегапопулярной кавер-группы UB40, а у певца Лималя. Его имя подзабылось с годами, да и ассоциации возникают скорее с группой
Kajagoogoo, давшей для сборника две песни (ещё одна – из сольного творчества Лималя и это не «Never Ending Story», которую тогда записать не успели).
Одна из песен: предсказуемо главный хит Kajagoogoo, скромненькая «Too Shy».
Я рассмотрел примерно треть композиций на сборнике, остальные можно послушать на Youtube:
Практика выпускать «Now That’s What I Call Music!» настолько прижилась, что не прекращается и в наши годы. В Великобритании и Ирландии за 40 лет вышло, внимание, 115 официальных сборников под этой маркой, последний из которых датирован прошедшим июлем.
Более того, сборник давно адаптировали почти по всему миру. Первыми это сделали в Испании, Нидерландах и Южной Африке, правда далеко не в таких промышленных масштабах. Да и в каждой из этих стран «Now That’s What I Call Music!» давно уже не выпускаются и позабыты.
Довольно долго в стороне от британского феномена держались предприимчивые американцы, но в 1998 году сломались и они, выпустив сборник под той же вывеской с 17-ью хитами различной степени надоедливости.
Вот несколько самых явных хайлайтов с первого американского релиза:
Да, мало того, что одновременно в сборнике «Now That’s What I Call Music!» присутствуют «Barbie Girl» и «Karma Police», так они ещё и стоят в треклисте по соседству! В чувстве юмора ребятам-составителям не откажешь.
В США к настоящему моменту вышло аж 87 сборников, последний из которых датирован прошедшим августом. Вы понимаете, размах невероятен.
Вот и простой секрет успеха, ведь если что-то сложно лицензировать и впоследствии это плохо продаётся – выпускать это конвейерно ни к чему. Во времена доминирования Spotify и Apple Music серия «Now That’s What I Call Music!» не только продолжает жить, но и даже пытается составить некоторую конкуренцию нынешним цифровым гигантам. Всё для людей.
Попадал ли вам в руки подобный сборник? Напишите об этом в комментариях.
Мой Телеграм, где мы обсуждаем новости в более неформальной обстановке: