Найти в Дзене
Путешествуй сам

Пироговское водохранилище: сегодня и вчера

Если вы отправитесь по Осташковскому шоссе на Клязьминское водохранилище, то рано или поздно упретесь в деревню Чиверево, за которой пути нет. Безымянный полуостров, возникший после постройки канала им.Москвы, со всех сторон окружен водой. Я даже теряюсь, когда меня спрашивают на остановке, как пройти к пляжу. Да как угодно. Куда ни иди, окажешься на берегу. Но это сейчас. А 90 лет назад деревня Чиверево Троицкой волости Московского уезда была одной из первых деревень по пути из Москвы на север. Рядом, на другом берегу Клязьмы были Поведники — только мостик перейти. Сегодня, чтобы туда попасть, надо переплыть водохранилище. Двигаясь дальше от Москвы (в километре от Чиверево) лежит Осташково, за ней Жостово. Ныне если ехать из Москвы деревни выстроились в обратном порядке: Жостово, Осташково, Чиверево, дальше водохранилище, затопившее часть деревень. Недалеко от Жостово, всего в семи километрах, Федоскино — центр лаковой миниатюры Подмосковья. В начале ХХ века туда ходили пешком. Сейчас

Если вы отправитесь по Осташковскому шоссе на Клязьминское водохранилище, то рано или поздно упретесь в деревню Чиверево, за которой пути нет. Безымянный полуостров, возникший после постройки канала им.Москвы, со всех сторон окружен водой. Я даже теряюсь, когда меня спрашивают на остановке, как пройти к пляжу. Да как угодно. Куда ни иди, окажешься на берегу. Но это сейчас.

А 90 лет назад деревня Чиверево Троицкой волости Московского уезда была одной из первых деревень по пути из Москвы на север. Рядом, на другом берегу Клязьмы были Поведники — только мостик перейти. Сегодня, чтобы туда попасть, надо переплыть водохранилище.

Троицкий уезд Начало ХХ века
Троицкий уезд Начало ХХ века

Двигаясь дальше от Москвы (в километре от Чиверево) лежит Осташково, за ней Жостово. Ныне если ехать из Москвы деревни выстроились в обратном порядке: Жостово, Осташково, Чиверево, дальше водохранилище, затопившее часть деревень. Недалеко от Жостово, всего в семи километрах, Федоскино — центр лаковой миниатюры Подмосковья. В начале ХХ века туда ходили пешком. Сейчас между этими центрами народных промыслов канал.

На том же берегу канала и деревня Новосильцево, которая тоже славилась своими жестяными подносами. В этом околотке все писали шкатулки, подносы, портсигары, альбомы и прочие лакированные вещицы, - и в Жостово, и в Осташково, и в Троицком, и в Хлебниково, и в Чиверево, не говоря уже о Данилково, что стало частью Федоскино, откуда и пошла подмосковная лаковая живопись. Все здесь крепко держатся и по сю пору за свою землю. Роды живут веками в родовых хоть и перестроенных домах.

Староста нашей деревни Людмила Сергеевна Дидок рассказывала, что в конце 50-х годов учительница в школе точно по фамилиям знала, кто откуда. Оно и понятно. Четыре века в Чиверево живут Бычковы, Куракины, Кузнецовы. В Осташково, где еще в середине прошлого века было всего шесть домов, все коренные — Благовы. В Никульском — Платоновы да Николаевы. В Сорокино — Шуваловы, Семеновы, Петровы. В Жостово - Кледовы, Графовы, Митрофановы, Вишняковы, Гогины, Пыжовы, Леонтьевы (с оговоркой, что они появились позже).

К чему это нудное перечисление неизвестных вам фамилий? Но подумайте, десять поколений живут на одном месте. Не это ли история? И не просто живут, а формируют историю. Кледовы, Пыжовы, Графовы — история жостовского подноса. Восторгаясь щедрой живописью жостовских мастеров, мы сами того не зная, отдаем дань художникам этих фамилий. Они и есть Жостово. Помните, у Мандельштама есть такие строчки:

Не город Рим живет среди веков,

А место человека во вселенной.

Им овладеть пытаются цари,

Священники оправдывают войны,

И без него презрения достойны,

Как жалкий сор, дома и алтари.

Подмосковная деревня, конечно, не Рим. Но на Парижской выставке 1925 года, где впервые появился советский павильон, блистала. А хитроумный крестьянин Филипп Вишняков и вовсе основатель промысла. Отпросился у барина Шереметева в отходничество, устроился в лаковые мастерские Коробова-Лукутина кучером. Но не просто так. Купец Коробов сказочно разбогател, купив у мастеров Брауншвейга технологию производства папье-маше (все чин по чину, с соблюдением авторских прав) и стал производить лаковые козырьки для киверов. Настоящие кожаные были слишком дороги для бравых гусаров из бедных родов, козырьки из папье-маше получались не хуже, блестели, как надо, прочности были такой, что ножом не разрезать. И главное — дешевы. Зять Коробова Лукутин пошел дальше — стал делать шкатулки в китайском стиле (были времена, когда в Европе в ходу были подделки под Китай). Из той же бумажной массы, живописцев-миниатюристов из иконописцев нашел, а там завертелось, не все же цветы и птицы — тройки и зимний лес у купцов и мещан лучше шли, особенно если с настоящим перламутром и золотом. Кучер Вишняков сразу смекнул, что эту модель бизнеса он легко повторит, ведь художникам даже помещения не требуется, могут и в своих избах по лаку писать. Только бы понять, как из бумаги и масла получается почти что костяное изделие. И терпеливо подслушивал и подглядывал, а дома пытался повторить, экспериментируя с сушкой в обычной деревенской печи. Судьба благоволила крестьянину Вишнякову, у него получилось настоящая масса — прочная крепкая, не хуже, чем в лукутинских мастерских. Так то ли в 1790, то ли в 1825 году (по разным источникам по-разному) он открыл свое производство шкатулок, сухарниц, подносов. И дело пошло. Утверждают, что первые свои изделия Вишняков носил в Москву пешком, его потомки через полвека откроют магазин на Цветном бульваре. А пока Вишняков выкупил себя с семьей у барина, расширил производство, найдя мастеров в окрестных селах. Нахально копировал изящные рисунки петербургских подносов. Но не все его артельщики были искусными живописцами и получалось у них что-то свое — яркое сочное, фантастическое и очень русское. Это находило спрос в трактирах и чайных.

Одна беда — подносы из папье-маше отлично выдерживали письма и визитки, чашки тонкого фарфора, а вот самовар никак. Но Вишняковы справились с этой проблемой. На Демидовских заводах в Нижнем Тагиле делали жестяные подносы. Так нашлось решение: жестяной поднос с изящным рисунком. На тагильских рисунок был проще, примитивнее, беднее по цвету, часто просто черно-белый. Жостовские оглядывались на федоскинскую роспись. И потому их букеты, цветы и птицы выглядели наряднее. К середине Х1Х века жостовский поднос стал основным брендом, опередив и Урал, и Петербург. Помогла, конечно, и близость к Москве. От Жостова до Останкино рукой подать. Дорога шла через Чиверево и Осташково.

Кроме подносов в Троицком уезде делали множество полезных дизайнерских, как говорят ныне, вещиц. В Эрмитаже, например, хранятся жостовские вещицы последней четверти Х1Х века - запонки с миниатюрой, копилка, спичечница, табакерка, сигарница, коробка чайная, чайница в виде бочонка, яйцо пасхальное красное с золоченными розетками, стакан для карандашей, перчаточница.

Пиком развития вишняковского бизнеса стал заказ чайного дома Перлова (помните китайский дом на Мясницкой) — коробочки для чая с цветочной росписью. Чуть позже жостовские мастера стали производить пудреницы для парфюмерной фабрики Ралле (при Советах — фабрика «Свобода», выпускавшая духи «Красная Москва»).

Больше Вишняковым не надо было ходить со своим товаром в Москву. Купцы, владельцы трактиров сами прибывали в Жостово. А в Чиверево стали открывать трактиры, где можно было посидеть после удачной сделки. Готовили вкусно, спиртное не разбавляли. Словом, процветали.

Жизнь сложилась так, что мастера остались лишь в Жостово, да и на фабрике жостовской росписи сейчас в разы меньше художников, чем было прежде. В первое десятилетие нового века фабрика из-за сложных экономических схем оказалась банкротом. Но подносы пишутся, ныне они скорее предмет коллекционирования, прелестный музей работает, как и фабрика. Если пойдете пешком от Осташковского шоссе, не спешите. На Центральной улице стоят дома Х1Х — начала ХХ веков художника Леонтьева, Вишняковых, Митрофановых, Кледовых, Пыжовых (где была одна из подносных мастерских), Гогиных, среди которых потомственные ковали Жостова. Кстати, деревянный молоток, которым «выбивают» поднос, - киянка тоже передается по наследству.