Найти в Дзене

Портрет олигарха в интерьере советской фантастики

Портрет Роллинга, рисунок Владимира Богаткина. Михаил Астангов в роли Роллинга, 1965.
Портрет Роллинга, рисунок Владимира Богаткина. Михаил Астангов в роли Роллинга, 1965.

Роман "Гиперболоид инженера Гарина" начинается с характеристики мерзкого сословия спекулянтов-американцев: Откуда, из каких чертополохов после войны вылезли эти жирненькие молодчики, коротенькие ростом, с волосатыми пальцами в перстнях, с воспалёнными щеками, трудно поддающимися бритве?

Они суетливо глотали всевозможные напитки с утра до утра. Волосатые пальцы их плели из воздуха деньги, деньги, деньги… Они ползли из Америки по преимуществу, из проклятой страны, где шагают по колена в золоте, где собираются по дешёвке скупить весь добрый старый мир.

Химический король Роллинг отличается полностью рационалистическим мышлением, переводя любые виды деятельности в экономическую составляющую. Он ни на мгновение не колеблется, принимая предложение Гарина о взрыве анилиновых заводов, обрекая на гибель рабочих и население близлежащего городка. Не рефлексирует он и отдавая распоряжение о ликвидации Гарина. У Роллинга, когда он вступал в борьбу, сначала начинала работать фантазия, — она бросалась в девственные дебри предприятий и там открывала что-либо, стоящее внимания. Стоп. Работа фантазии кончилась. Вступал здравый смысл, — оценивал, сравнивал, взвешивал, делал доклад: полезно. Стоп. Вступал практический ум, подсчитывал, учитывал, подводил баланс: актив. Стоп. Вступала воля, крепости молибденовой стали, страшная воля Роллинга, и он, как буйвол с налитыми глазами, ломился к цели и достигал ее, чего бы это ему и другим ни стоило.

В облике Роллинга ничего карикатурного нет, но всё же он обрисован как типичный капиталист с точки зрения советского человека — невысокий толстячок в котелке, с моноклем в глазу и неизменной сигарой во рту: ...желтовато-бледный человек небольшого роста, с черной коротко подстриженной бородой, с раздутыми ноздрями мясистого носа... в мешковатом длинном пальто и в котелке, надвинутом на брови.

Впоследствии доведёт этот образ до гротеска в "Трех толстяках" Юрий Олеша. Всё же Роллинг принадлежит к представителям капитала, уповающим на закон и порядок, конечно в их собственном понимании. Химический король надеется на защиту американского флота, который придёт на выручку добропорядочному гражданину «САСШ», выпускающему оружие массового поражения — газ «Чёрный крест». Парижскому бандиту Гастону Утиный нос, обратившемуся к миллиардеру с целью объединить усилия в достижении взаимовыгодной цели, поначалу предлагает обратиться за помощью в полицию. Однако притязания Роллинга ограничены долларовой империей и он не в состоянии оценить замысел Гарина по захвату мирового господства и потому проигрывает инженеру, замахнувшемуся на роль мирового диктатора . Впрочем, в романе даны портреты не только олигарха Роллинга и диктатора Пьера Гарри. Весьма впечатляюще описание простых американцев, штурмующих штабеля золотых слитков, реализуемых по сходной цене Гариным:

Миллионная толпа ревела, топая в такт подошвами: — Бруски!.. Бруски!.. Бруски!..
Миллионная толпа ревела, топая в такт подошвами: — Бруски!.. Бруски!.. Бруски!..

Разъяренные толпы людей, прибывшие за счастьем с других концов страны, побросавшие дела, службу, чтобы заполнить раскаленные солнцем набережные Сан-Франциско, где все съестное было уничтожено, как саранчой, — одичавшие люди эти прорвали цепи полисменов, дрались, как бешеные, револьверами, ножами, зубами, побросали большое количество полисменов в залив... и установили вооруженную очередь за золотом... миллионная толпа ревела, топая в такт подошвами:

— Бруски!.. Бруски!.. Бруски!..

Фэнтези
6588 интересуются