Сразу оговорюсь, что я не читала оригинал - книжную версию романа Михаила Шолохова. Так сложилось. Может и читала в школьные годы, а совершенно не помню. Посмотрела две экранизации, и теперь в литературной версии не вижу для себя никакой интриги и интереса. Отношусь к произведению по-прежнему с большим уважением и восхищением, просто познакомилась с ним посредством кино - это нормально.
Меня зовут Надя, и здесь я делюсь впечатлениями, когда просит душа, рассуждаю, транслирую личный опыт. Дзен - моя творческая отдушина.
Подписывайтесь!
Вообще было так - я случайно захотела посмотреть сериал «Тихий Дон» версии Урсуляка. Именно Урсуляка, тут мотивация была в интересе к самому режиссеру. Спустя полгода самым ярким фильмом года в моем сознании остается его «Праведник» - рассказывала ранее. И вот смотрю, впечатленная, Тихий дон, а каждый, кому рассказываю об этом, парирует
- А ты версию Герасимова не смотрела? Старый фильм, 57-го что ли года... Вот там актеры, так актеры! Очень хороший фильм!
Конечно, я загорелась любопытством!
Ещё момент - я не критик, не знаток казачьей культуры или творчества Шолохова, поэтому несоответствия с романом мной даже не рассматривались.
Версией Урсуляка я осталась и зрительно, и чувственно довольна. Единственный момент, за который я логически зацепилась - это когда в финале, после того, как застрелили Аксинью, преследование Григория внезапно прекратилось. Мне показалось это странным и неправдоподобным.
В советском фильме Герасимова действия происходят очень скоро, мне не хватило времени, чтобы проникнуться или испытать сочувствие. Напротив, в более длительной версии Урсуляка я не единожды испытывала шок, сердце сжималось и глаза сочувственно наполнялись слезами.
Шум и гам массовых сцен в фильме Герасимова оглушал так, что голова закипала, но это не вопрос режиссера, а действительность советского кино - ничего не поделаешь.
Начальный момент, где Степан ударяет Аксинью в версии Герасимова. Если честно, мне хотелось выключить фильм после этого момента. Знатно перестарались со звуком и мощностью удара - будто хлыстом по лошади, а сила такая, что Аксинью отбросило на 5 метров под стол. И это от удара по лицу?! Разочаровало, как и избиение без единого крика - ну что это такое?!
Меня покорила Елена Максимова в роли матери Мишки Кошевого. Роль эпизодическая, но навзрыд! Буквально доли секунды - сцена скорого прощания с сыном, а столько переживаний, трагедия материнского сердца. Тогда как в версии Урсуляка эта же роль на протяжение всего сериала вызывала проходные переживания.
Ну Маковецкий! Каков! Своим безудержным талантом Маковецкий сделал из роли Пантелея Прокофьевича незабываемого Персонажа! Персонажа с большой буквы! Сколько харизмы, искренности и экспрессии - я преклоняюсь! Ему больше, чем Даниилу Ильченко, удалось передать характер героя - грозы семьи, закостенелого казака, строгого и одновременно комичного.
Что до Мишки Кошевого, то здесь моё восхищение Александру Яценко. Потому ли, что он мой любимый актер современности? Ему как нельзя лучше подошла эта противоречивая яркая роль, где чувство собственной значимости, смелость и трусость, уверенность и нерешительность заглушают остатки совести.
В драматических сценах Урсуляку нет равных - я оторопела на моменте, когда закончилась жизнь Пантелея Прокофьевича (и как интересно задумана сцена), плакала на подготовке к смерти матери Григория, сочувствовала Дарье, рыдала на смерти Петра. Очень тронули объятия Петра и Григория на мосту (это по книге было? или задумка режиссера?) и воспоминания героев на моменте расстрела Петра. Каждой сцене веришь и проживаешь взаправду, вместе с героями.
Дарья кстати - очень интересная роль! Отыграли здорово обе актрисы, и всё-таки Анастасия Веденская (сериал Урсуляка) справилась с ней ярче. Неугасаемый запал энергии, красота, лихость, смелость, сила и отчаяние - каждая сцена с ней правдивая, красочная, искренняя.
А вот главные героини остались мне эмоционально-безразличны что по фильму, что по сериалу. Все красивые - и обе Аксиньи, и обе Натальи. Однако обе Натальи меня, скорее, раздражали - безэмоциональные, пресные, трагичные жертвы. Не вызывали сочувствия. Что до Аксиньи, то Быстрицкая внешне лучше походила на главную роль, но Чернышева, по моему мнению, реалистичнее её сыграла.
И вот мы подошли к главному моменту и главному герою - Григорий Мелехов. По книге на начало повествования Григорию 19-20 лет, а Герасимов ставит на его роль 43-летнего Глебова! Зачем?! Неужели настолько не было альтернативы? Это изначальное несоответствие сильно скосило впечатление о фильме, и на протяжение пяти часов привыкания не произошло. Нет, я не скажу «О, ну Глебов в роли Мелехова, конечно, да!» - категорически нет. Это полностью роль Ткачука, изумительно и неповторимо.
Второстепенная роль Прохора Зыкова хорошо удалась обоим актерам - и Вадиму Захарченко и Тимофею Трибунцеву. Последний - один из моих любимых актеров, которого я впервые узнала по фильму «Монах и бес» - искренне рекомендую! Каждая его роль донельзя проникновенная, искренняя. Браво!
Вроде отметила все моменты, которые особенно впечатлили. Низкий поклон Михаилу Александровичу Шолохову за рассказ о столь интересном и поразительном переплетении человеческих судеб.