Найти тему

Осенний сезон 2023🍁Autumn Поговорим о том, как выживает кинорынок России в 2023 году 🦥

Пираты, стриминги и гайки, гайки, гайки
Пираты, стриминги и гайки, гайки, гайки

В целом ситуация не изменилась к лучшему. Сборы кинотеатров сократились в два раза, стриминги продолжают терять контент, и в этом году робкий рост выручки может смениться потерей подписчиков. Российские кинематографисты оказались не готовы к тому, чтобы заменить западные фильмы. Ведь для этого замещения недостаточно просто завалить экраны количеством, нужны проекты с кассовым потенциалом.

Стриминги
Стриминги

За прошлый год российский рынок лишился большинства зарубежных стримингов: Netflix, Amazon Prime заблокировал доступ пользователям с российскими IP, из крупных остался только Apple TV+. Тем не менее за 2022-23 год отечественный рынок вырос по выручке на 5%. Лидером по числу подписчиков уже второй год остается «Кинопоиск» — согласно статистике, им к концу 2022 года пользовалось 17,8% жителей городов в возрасте от 16 до 55 лет. Второе место по числу подписчиков поделили IVI и Wink. На 45% выросло и количество платных подписчиков у Premier. В четвёртом квартале аудитория росла в первую очередь за счёт молодёжи от 16 до 24 лет. Больше всего молодых подписчиков у «Кинопоиска», самая возрастная аудитория (25–55 лет) — у Wink. Смущает в этих данных репрезентативность выборки — они подготовлены на основе опроса всего 700 пользователей стримингов по всей России. Больше всех от отписок пострадал Disney+ — сервис потерял около 5% от своей базы. По оценкам TelecomDaily, только за первое полугодие 2022 года ведущие стриминги потеряли от 5 до 42% каталога. И эта цифра продолжит расти по мере того, как заканчиваются права на западные фильмы и сериалы. Так, с 1 февраля 2023 года на «Амедиатеке» и «Кинопоиске» больше нельзя посмотреть «Гарри Поттера» и «Фантастических тварей». Стриминги стали больше вкладываться в производство оригинальных проектов. Согласно исследованию, количество новых проектов в онлайне за 2023 год увеличилось на 28%.

Пираты
Пираты

Уход с рынка зарубежных правообладателей и сокращение легальных возможностей посмотреть их контент привело к ренессансу пиратства. Директор по развитию видеосервиса Wink Антон Володькин уверен, что с марта 2022 года трафик пиратских ресурсов увеличился вдвое. Только за три летних месяца «Яндекс» заблокировал на 42% больше ссылок, чем в предыдущем году — 9,1 миллиона ссылок против 6,4 миллиона годом ранее. На январь 2023 года в реестр антипиратского меморандума внесено более 76,5 миллиона ссылок. Для сравнения: с 2018 года, когда меморандум ввели в действие, и по март 2021 года туда добавили всего 15 миллионов ссылок. Ренессанс пиратства способен загубить на корню зародившуюся в последние годы культуру легального потребления контента. Смотреть фильмы и сериалы на «Кинопоиске» или «Амедиатеке» проще и быстрее, чем мучиться с VPN и качать их по торрентам. Но если половины нужных картин нет ни там, ни тут, и приходится то и дело заглядывать к кинофлибустьерам, то зачем вообще платить? Но предложенный депутатами закон о принудительном лицензировании по факту узаконит пиратство иностранного контента. Со всеми вытекающими последствиями для отечественной индустрии.

Гайки
Гайки

Одной из пугающих тенденций прошлого года стало частое применение цензуры. Сразу несколько уже снятых отечественных фильмов, в том числе Empire V и «Мы», не получили прокатного удостоверения от Министерства культуры. И если первый случай ещё можно объяснить участием рэпера Оксимирона (объявленного в РФ «иностранным агентом»), то почему отменили экранизацию культовой антиутопии Евгения Замятина, написанной почти сто лет назад? Прокатчики и по своей воле прибегали к самоцензуре. Например, компания «Централ Партнершип» сама решила придержать на полке полностью готовый фильм-номинант «Золотого льва» — «Капитан Волконогов бежал». Видимо на случай, если историю чекиста, замаливающего свои грехи в альтернативной версии Советского Союза, посчитают дискредитирующей кого-нибудь. Говорят, создатели картины решили тихо «слить» фильм в рунет, чтобы его могли посмотреть хоть как-то. В ноябре Министерство культуры заявило, что не выдаст прокатное удостоверение сериалу «Монастырь» из-за «оскорбления чувств верующих». Но вот нюанс — прокатное удостоверение необходимо только для показов в кинотеатрах, для интернет-трансляции оно не требуется. А «Монастырь» — эксклюзив «Кинопоиска», и показывать его в кино никто не собирался. Зато благодаря вниманию Минкульта «Монастырь» стал самым просматриваемым проектом стриминга — его посмотрело более 2 миллионов человек.
Последняя на 2022-23 год волна самоцензуры случилась после принятия закона об ЛГБТ-пропаганде. Одни фильмы и сериалы, например «Горбатая гора» и «Сексуальная жизнь студенток», исчезли со стримингов целиком, а из других, в частности из «Эйфории», «Белого лотоса» и «Игры престолов», были вырезаны отдельные сцены. Ещё ряд сцен были переозвучены, отчего, например, поменялся весь смысл финала «Белого лотоса»: вместо яхты, полной геев-убийц, героиня Дженнифер Кулидж оказалась, на яхте, полной, о ужас мужчин.

Производство
Производство

Согласно опубликованному в январе исследованию телеграм-канала «Новости кинопроизводства», в 2022-23 году количество запущенных в производство российских проектов (полнометражные фильмы, сериалы, мини-сериалы и телефильмы) выросло с 733 до 856. Скорее всего, в борьбе за зрителя каналы и стриминги в наступившем году постараются запустить ещё больше проектов, но это едва ли осуществимо. Судя по интервью с представителями отрасли, в стране большие проблемы с материальным обеспечением: не хватает камер, света, оптики, материалов для декораций, грима, реквизита и костюмов. В России практически не выпускается профессиональная косметика для грима и нет материала для постижа — париков, усов и бород. Сильно подорожали расходные материалы: зарядные устройства, аккумуляторы, кабели и карты памяти. Юлия Немчина, гендиректор группы компаний «Рики» («Смешарики» и «Фиксики») добавляет, что возникли проблемы с софтом: к июню истекают лицензии на западные программы, а российских аналогов не существует.