Все больше омичей предпочитают отдых на колёсах
Количество автотуристов в нашей стране уже достигло 22 миллионов человек. В 2030 году эта цифра должна удвоиться. Таковы планы федерального Минэкономразвития. Насколько они реальны и какова ситуация с развитием автотуризма в Омске?
Ответы на вопросы в интервью с экспертом отрасли Анной Статвой.
– Каждый третий житель нашей страны предпочитает знакомиться с новыми местами, передвигаясь на машине. Данные за 2022 год опубликовал Росстат. Так ли на самом деле всё позитивно, как и на бумаге?
– Действительно, это так. Статистика более чем объективна. Я считаю, что число реальных туристов, возможно, даже превышает эти показатели. Если мы посмотрим на рост внутреннего туризма, то он составляет порядка 8% в год, а рост автотуризма 15%, то есть в 2 раза темпы превышают общероссийский уровень.
Первый фактор – это наличие легковых автомобилей у населения. Если мы опять же обратимся к статистике, то увидим, что в 2000 году количество автомобилей составляло 130 на тысячу человек населения. В 2022 году эта цифра уже составила 318 тысяч, т.е. рост в 2,5 раза за последние 20 с небольшим лет.
Второй фактор – это улучшение качества дорог, расширение дорожной сети. Путешествия на автомобиле стали реальнее и комфортнее.
Не будем забывать и о том, что развитие автотуризма происходит на фоне развития в целом внутреннего туризма в нашей стране. Во многом благодаря популяризации направлений разных видов отдыха, разных локаций. Расширяется сеть федеральных трасс и, самое главное, создаётся инфраструктура для этого самого автотуризма.
Есть план по созданию так называемых многофункциональных зон для автотуристов. Всего их планируется создать 286. Это те пункты, которые оказывают полный комплекс услуг для автотуристов. Прибыв туда, вы можете воспользоваться услугами заправки, мойки, СТО. Также вы можете воспользоваться услугами гостиницы, кафе, ресторанов, аптек, каких-то магазинов и так далее. То есть это полный комплекс услуг, в которых автотурист нуждается.
Сейчас эти многофункциональные зоны уже создаются, пока на европейской части России. В дальнейшем их сеть должна покрыть всю территорию нашей страны.
– Однако инфраструктура автотуризма в России и в Омской области в частности далека от идеала. С какими проблемами может столкнуться автотурист, отправляясь в отпуск на колёсах?
– Соглашусь с вами, что это болевая точка. И не только как теоретик, но и как практик, который тоже путешествует в том числе вот таким способом.
Главная проблема – это места размещения. Ну, во-первых, их не хватает. Во-вторых, они не соответствуют определённым требованиям. Сейчас разрабатывается некий стандарт для подобных мест размещения. На своём опыте могу сказать, что за одну и ту же цену можно получить совершенно разные условия – от более чем приемлемых до антисанитарных. Необходимо развивать сеть общественного питания, с этим тоже проблематично.
– Кемпинги – ещё одно направление, которое недавно начало развиваться в нашей стране. Это оборудованные летние лагеря с палатками или лёгкими домиками, местами для стоянки автомобилей и туалетами. Такими они должны быть в идеале. Российские варианты пока от него далеки?
– Этот сегмент находится на начальной стадии развития, и пока она стихийная. Нет никаких стандартов. У многих устроителей кемпингов нет полного понимания того, что он с собой должен представлять.
Сейчас всё больше людей путешествуют на автодомах. Прибыв в кемпинг, вы должны получить точку электропитания, возможность слить отходы, которые у вас накопились, вы должны получить элементарную площадку для вашего удобного пребывания.
Если же вы путешествуете на легковом транспорте, соответственно у вас должны быть настилы под палатки, навесы, беседки, точки электропитания. В идеале вай-фай, оборудованное кострище и так далее. Ну и самое главное – это санитарные точки. Это туалет и душевые, бани и так далее.
У меня был такой опыт, когда мы путешествовали в этом году на Алтае, мы останавливались в двух кемпингах. Если один ещё более-менее подходил под эти условия, то второй представлял собой просто голую поляну без каких бы то ни было минимальных удобств с туалетом через дорогу, который находился в ужаснейшем санитарном состоянии.
С нас взяли деньги за установку палаток. Всё, что предоставлялось, это просто дрова, которые тоже были, мягко говоря, сырые и не горели. На поляне не было оборудованных мест для костра. То есть на вопрос: «Где можно развести костёр, чтобы приготовить себе еду?» нам ответили: «В любом месте». Я, честно говоря, была шокирована этим «сервисом».
– Как автотурист сегодня может уберечь себя от таких неприятных сюрпризов в своём путешествии или пока это невозможно?
– Это пока очень сложно. Я всех призываю оставлять отзывы. Чем больше вы будете давать обратной связи, тем меньше люди будут посещать какие-то неудобные локации, и тем больше они будут выбирать места, которые действительно предоставляют какой-то сервис. Люди всегда голосуют рублём. Соответственно места, которые не будут посещаться, они будут вынуждены либо закрыться, либо улучшить качество обслуживания. Оставляя отзыв, мы способствуем этому самому развитию.
– Сейчас не существует какого-то ресурса, чтобы можно было его открыть и составить свой маршрут. Приходится штудировать массу сайтов, ресурсов и так далее. Турагентства в России этим не занимаются?
– Да, такая проблема, безусловно, существует. Я могу сказать, что на составление маршрута уходит огромное количество времени и сил. Когда мы путешествовали, например, на автомобиле в Крым и в итоге проехали 8000 км, я потратила неделю, чтобы составить маршрут. Но я эксперт в этой отрасли. Я понимаю, где и какие информационные ресурсы существуют. Человеку, который далёк от этой сферы, естественно, сложнее.
Я лично пользуюсь приложением maps.me, которое функционирует даже без доступа к интернету. С его помощью можно проложить себе маршрут, узнать километраж, узнать точки автозаправок по пути. Есть приложения, которые позволяют рассчитать топливо, необходимое вам. Есть приложение, которое аккумулирует в себе достопримечательности, информацию о местах размещения.
Пока это разрозненные сервисы, и вам нужно будет пользоваться каждым по отдельности. Но я уверена, что со временем, в недалёком будущем, с развитием этого направления будет произведена какая-то аккумуляция.
– Какие самые необычные маршруты существуют на территории Омской области и вблизи неё?
– Качество дорог в Омской области улучшилось, поэтому те направления, которые интересны с точки зрения туризма, сейчас набирают популярность – до них легче добраться.
Первое – это, конечно же, наше Большеречье, «Старина сибирская», зоопарк. Там появляются новые комфортабельные гостиницы. Другое направление на противоположном берегу Иртыша – Муромцевский район, «Пять озёр», Окунево, Петропавловка.
Если раньше для того, чтобы доехать до посёлка Муромцево, у нас уходило около пяти часов, то теперь за два с половиной часа можно добраться.
Если говорить о России, то омичам я бы советовала северное направление. Например, Тюмень, Тобольск, Ханты-Мансийск.
Если мы говорим о восточном направлении, то это Байкал, поближе Алтай и знаменитый Чуйский тракт. Он, кстати, входит, в топ-10 самых красивых автодорог мира. По ней можно доехать до самой Монголии. При наличии загранпаспорта можно продолжить свое автопутешествие и в эту страну.
Для тех, кто не хочет ехать далеко, я рекомендую Урал. Это буквально 1000 км и множество национальных парков, заповедников и интересных городских достопримечательностей.
– Существует ещё экстремальный туризм, когда качество дорог значения не имеет. До каких мест сложно добраться, но это того стоит?
– Для этого у вас должен быть полноприводный внедорожник. Наши любители бездорожья путешествуют на крайний север Омской области, в район Кулая.
На Алтае можно посетить труднодоступные и, соответственно, безлюдные места. Они прекрасны своей первозданной природой. Можно забраться повыше в горы. Например, отправиться на Саян – Западный и Восточный. Это красивейшие места, мои самые любимые.
Я хочу пожелать всем удачных путешествий и хороших дорог!