Найти в Дзене

Государственное управление. Новая тема ЕГЭ по обществознанию 2024.

Оглавление

В прошлой статье мы рассмотрели все изменения кодификатора ЕГЭ по обществознанию в разделе "Политика"

В частности, отметили включение в него новой темы "Государственное управление". Согласно кодификатору, содержание темы включает в себя следующие элементы:

  • государственная служба и статус государственного служащего,
  • опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции,
  • обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации,
  • государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.

Рассмотрим подробно каждый из элементов.

Государственная служба и статус государственного служащего

Государственная служба в РФ регулируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Следует отличать государственных служащих от лиц, замещающих государственные должности.

Государственные должности - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Полный список государственных должностей можно посмотреть в Указе Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. № 32 "О государственных должностях Российской Федерации". Ключевое отличие состоит в том, что государственные должности могут быть как избираемые, так и назначаемые. В то время как государственный служащий - это всегда назначаемая должность, которая предполагает наличие определенного профильного образования.

Принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан к гражданской службе и равные условия ее прохождения ;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статус государственного служащего включает определенный набор прав и обязанностей.

Права государственного служащего перечислены в ст. 14 уже упомянутого мной ФЗ "О государственной гражданской службе". Это довольно большой список из 18 пунктов. Приводить его здесь не буду. В целом, права государственного служащего не отличаются от прав работника, установленных в Трудовом кодексе РФ. Отмечу ряд особых прав:

  • доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Обязанности государственного служащего перечислены в ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе". Это тоже большой список из 12 пунктов. Из особых можно выделить следующие:

  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • сообщать в письменной форме представителю нанимателя о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
  • сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что у государственного служащего есть ряд ограничений и запретов. Они перечислены в ст. 16 и 17 соответственно ФЗ "О государственной гражданской службе".

Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции

Механизмы противодействия коррупции изложены в Федеральном законе "О противодействии коррупции".

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

-2

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основные направления деятельности государства по противодействию коррупции перечислены в ст. 7 ФЗ "О противодействию коррупции". Из основных можно выделить следующие:

  • привлечение граждан к более активному участию в противодействии коррупции, формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению,
  • создание механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти,
  • обеспечение независимости средств массовой информации,
  • повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации

При подготовке к данной теме следует ознакомиться с Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

Национальная безопасность РФ - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.

Для обеспечения национальных интересов устанавливаются следующие приоритеты (они изложены в вышеуказанном нормативно-правовом документе, в скобках уточним кратко, за счет чего это может достигаться):

1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала (устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения);

2) оборона страны (создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности);

3) государственная и общественная безопасность (развитие институтов гражданского общества, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений);

4) информационная безопасность (формирование безопасной среды оборота достоверной информации);

5) экономическая безопасность (обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий);

6) научно-технологическое развитие (обновление материально-технической базы научных организаций и образовательных организаций высшего образования, привлечение к работе в России ученых мирового уровня и молодых талантливых исследователей, создание и развитие на территории Российской Федерации центров международного сотрудничества в области науки и технологий);

7) экологическая безопасность и рациональное природопользование (развитие экологически безопасных производств, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан, рациональное природопользование);

8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа, духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан);

9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество (развитие международных связей в различных сферах).

Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму

Экстремизм - общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных (межэтнических), межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю РФ, нарушению единства и территориальной целостности РФ.

Основным материалом для подготовки к этой теме может служить Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 “Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года”.

В нем определены цель и задачи государственной политики по противодействию экстремизму.

Цель: защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.

Задачи:

а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;

б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

в) консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций;

г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;

д) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.

Государственная политика по противодействию экстремизму осуществляется по следующим направлениям (направления перечислены в вышеуказанном нормативно-правовом акте, в скобках даны краткие пояснения):

  • законодательная деятельность (совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет");
  • правоохранительная деятельность (реализация принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности);
  • национальная политика (реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе и в предвыборных программах);
  • миграционная политика (противодействие незаконной миграции, профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства РФ);
  • информационная политика (информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму);
  • молодежная политика (включение в образовательные программы мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям);
  • культурная политика (государственная поддержка производства продукции средств массовой информации и создания художественных произведений, направленных на профилактику экстремистских проявлений);
  • международное сотрудничество (развитие международного, межкультурного и межконфессионального взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению экстремистской идеологии);
  • обеспечение участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму (государственная поддержка институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений).

На сегодняшний день заданий по данным темам в банке типовых заданий ЕГЭ практически нет. Можно предположить, что по этим темам будет предложено составить сложный план (по каждой теме как минимум три пункта мы раскрыли) или выполнить задание 25, где необходимо будет обосновать важность государственной службы в РФ, необходимость реализации в РФ антикоррупционной политики, политики национальной безопасности или политики противодействия экстремизму. В этом случае в обосновании обязательно нужно привести определение ключевого понятия (государственная гражданская служба, коррупция, национальная безопасность, экстремизм), проявления данного явления (статус государственного служащего, опасность коррупции, экстремизма, признаки национальной безопасности). В части 3 задания 25 по этим темам нужно уметь приводить примеры осуществления государственным служащим прав и обязанностей, примеры коррупции, экстремизма и механизмов их противодействия.

Надеюсь, вы узнали много нового из моей статьи. Пишите в комментариях, что обо всем этом думаете и о каких изменениях в КИМ по обществознанию хотели бы узнать в первую очередь😎