Фильмы про бокс — это вообще отдельный жанр, который насчитывает десятки фильмов — как ужасных и тупых, так и важных и обязательных для просмотра. Андрей Подшибякин, кино- и игроэксперт, а также начинающий боксер, выбрал пять великих произведений на тему. Рассказывает Андрей Подшибякин:
Левша / Southpaw
2015
Как многие другие фильмы про бокс, «Левша» на самом деле не про бокс. Это про то, как падать и вставать — причем как в буквальном, так и в иносказательном смысле. Классическая драматургия спортивного фильма здесь вывернута наизнанку, это, в сущности, «Рокки» наоборот: герой Джилленхола с самого начала чемпион всего, чего можно, счастлив в личной жизни, и так далее — и в первые же пятнадцать минут теряет абсолютно все.
С технической точки зрения в «Левше» любопытна история с блоком плечом и сменой стойки с правосторонней на левостороннюю в разгар боя; это тоже, кстати, говоря, важные метафоры в контексте фильма. Интересно, что мой тренер Рикки Фунез страшно бесится от «Левши» и говорит, что это нечестный фильм про бокс, голливудская фальшивка, которая использует бокс как обертку. Это, во-первых, правда, а во-вторых, в этом нет ничего плохого.
В порту / On the Waterfront
1954
Классическое кино из обязательной ВГИК-овской программы некоторым странным образом перекликается с «Левшой»: герой Марлона Брандо, в прошлом про-файтер, вынужден работать в порту грузчиком, чтобы свести концы с концами. Дело осложняется тем, что профсоюзный босс ведет себя крайне неприемлемым образом — ну и, в общем, примерно понятно, к чему все это в итоге приведет.
На момент премьеры «В порту» бокс был не многомиллиардным шоу, как сейчас, а спортом бедных, злых и преимущественно черных людей — примерно как сейчас мультиплеер Call of Duty. Самого бокса в кадре немного, но когда он есть, сразу понятно, что Брандо в жизни сломал не один вражеский нос — без соответствующего такое не сыграешь.
Бешеный бык / Raging Bull
1980
Быть мужчиной и не посмотреть «Бешеный бык» не только странно, но и слегка неприлично. Скорсезе экранизировал мемуары чемпиона мира в средней весовой категории Джейка Ламотты (его играет Де Ниро), в свое время размотавшего легендарного Шугар Рэя Робинсона.
Ламотта на пути к чемпионству уничтожил вообще все, что у него было — семейную жизнь, собственную психику; на Де Ниро в «Быке» просто страшно смотреть: на ринге у него абсолютно пустые, прозрачные глаза, и это, в общем, самое ужасное, что можно увидеть в бою.
Любимым аргументом Ламотты были серии коротких боковых в корпус — в фильме Де Ниро начинает с них бой против Марселя Сердана, и на этом моменте всегда поневоле прижимаешь локти, хотя видел это уже не один десяток раз.
Рокки 4 / Rocky IV
1985
Тут можно было бы и не продолжать, правда? Такую гордость за спортивные достижения Советского Союза многие из нас не испытывали ни до, ни после.
«Рокки 4» — боксерский блокбастер: невероятный советский Халк против капитана Америки. Ни техника, ни постановка боев, ни драматургия здесь не имеют значения — важнее всего здесь как Лундгрен говорит Сталлоне четыре самых важных слова в жизни мужчины: «I. MUST. BREAK. YOU».
Кстати, пользуясь случаем, еще немного о серии «Рокки»: первый фильм — классика, второй — отличный, третий — идиотский, четвертый — ну, понятно, пятый — ад, «Рокки Бальбоа» — тоже ад, «Крид» — очень хороший.
Нокдаун / Cinderella Man
2005
Почему-то сильно недооцененная биографическая драма о чемпионе Джеймсе Брэддоке, которого играет Рассел Кроу. Здесь любопытная структура: добившись в боксе примерно всего, Брэддок ломает правую руку и (ты верно догадался) теряет все.
Мой тренер Артем из боксерского клуба «Октябрь», к слову сказать, тоже нехорошо сломал в молодости правую руку — и буквально одной левой стал сначала КМС, а потом и мастером спорта. Аналогичная история происходит в фильме и с Брэддоком: левая рука, традиционно используемая правшами не для мощных ударов, а для прощупывания и удержания противника на нужной дистанции, превращается в его основной рабочий инструмент.
Андрей Подшибякин для Disgusting Men