Сложно поверить, но некоторым историям, дошедшим до наших дней уже более 2000 лет. Но если они до стих пор пересказываются, значит не потеряли своей актуальности и в современном мире. Примером тому является выражение «Сизифов труд».
Принято считать, что всё должно иметь своё начало и свой конец, в том числе и работа. А венцом её служит результат. Ведь иначе зачем тратить силы понапрасну? Вот именно в этом и заключается всю поучительность истории, связанная с неким Сизифом.
А начать следует с того, что боги Олимпа считали себя самыми могущественными, великими и умными. И совершенно не любили, если вдруг кому-то удавалось их обойти удачей или изворотливостью. Герой истории смог проверить это на собственной шкуре. Узнать подробности легенды можно из «Одиссеи», в которой известный Гомер так удачно её изложил. А я для вас изложу краткий пересказ.
Легенда о Сезифе
И так, Сизиф жил в городе под названием Коринф. Он являлся не обычным смертным, а правителем. Поэтому мог безнаказанно устраивать различные розыгрыши над жителями. Этот царь славился не своей справедливостью, не мудростью, а изворотливостью. Но он зашёл слишком далеко, посчитав, что таким образом может вести себя и с богами. Возможно, что самоуверенность ему придавало происхождение. Поскольку согласно легенде, Сизиф являлся сыном бога ветров. Отсюда и его изменчивый нрав.
Одним словом жизнь царя протекала прекрасно в веселье и достатке, и из всего этот ловкач мог извлечь для себя выгоду. Даже когда Зевс решил похитить дочь бога реки, то Сизиф узнал о месте нахождения пленницы и удачно продал свой секрет. Договорившись с отцом о том, что за свободу девушки тот проведёт в славный город «водопровод». Таким образом жители получили свежую речную воду. Вот только такое положение дел совершенно не понравилось Зевсу, у которого были на юную красавицу иные планы.
За такую хитрость и наглость со стороны Сизифа, он послал к нему бога смерти. Но Танатос и сам угодил в коварные сети и оказался закованным в кандалы. И случилось невероятное, поскольку теперь он не мог выполнять свои прямые обязанности, люди просто перестали умирать. Получалось так, что своим непослушанием Сизиф не только нарушал планы богов, но и сеял хаос.
Пришлось Зевсу снова вмешиваться, и теперь герой истории был отправлен в царство мёртвых. Но. Вероятно, богам и в самом деле было чему у него поучиться, потому, что из Аида Сизифу удалось бежать! А совершить это он смог благодаря жене. Та по его научению не провела необходимый обряд погребения, а значит, позволила мужу снова вернуться к живым.
Она не преподнесла богу смерти и его супруге надлежащие дары, напрасно они теряли время в ожидании. А лукавый Сизиф объяснил эту ситуацию тем, что его супруга довольна жадна, поэтому и не желает расставаться с богатствами.
Теперь уже и женщина, по мнению «справедливых» богов, заслуживала наказание и для расправы с ней был отправлен сам герой. Ведь он пообещал разобраться с благоверной. Но о нём не зря сложена легенда и вместо того, чтобы исполнить миссию, Сизиф остался в царстве живых и стал преспокойно наслаждаться всеми дарами. Ведь именно этот план он и придумал изначально.
Вот тут терпению богов и в самом деле пришёл конец. Они силой вернули изворотливого царя в Аид. И заставили его катить тяжелый камень. Который в несколько раз превышал в размерах самого Сизифа. При этом камень необходимо было толкать не по прямой линии, а в гору. И для чего? Для того, чтобы он снова скатился обратно. И наказанному богами приходилось заново выполнять порученное дело. И так снова и снова и снова… В этом бессмысленном труде и заключалось наказание для того, кто посмел поставить себя выше богов.
Своим примером он должен был внушить уважение остальным и показать им что будет с каждым, кто ослушается обитателей, Олимпа. Образ этого героя достаточно любим деятелями искусства и всё благодаря его образности и выразительности.
И сейчас под фразой «Сизифов труд» мы понимает напрасные старания, которые не приведут к цели и не принесут результат, но полностью измотают того, кто их совершает. При этом действия по какой-то причине вынуждены повторяться долго, практически до бесконечности. Такую работу можно назвать наказанием, чем она и являлась для того, кому была придумана и послана разгневанными богами.