Найти тему
Кавказ Сегодня

Первая дагестанка, которая получила премию Станиславского

Без имени Барият Мурадовой невозможно представить становление театрального искусства в Дагестане. Прекрасная представительница известной творческой династии республики стала настоящим классиком сцены и блистала на ней до 80 лет

Зимой 1914-го в семье Мурадовых из села Нижний Дженгутай родился первенец. Девочку нарекли Барият, что символизирует природную красоту и гармонию. Так и вышло. Дагестанке на роду было написано нести в это мир прекрасное.  Вскоре после начала революционных событий, глава семьи Солтанмеджид был смертельно ранен. Девочка с мамой переселилась к дяде, дом которого был наполнен искусством, старший родственник был певцом и музыкантом. Тогда в маленькой Барият родные и разглядели талант к народному творчеству. Юная артистка прекрасно запоминала стихи, читала их с особым выражением и даже без артистического образования, могла играть на самых тонких струнах души своего зрителя. Впервые она поднялась на сцену в трехлетнем возрасте и не покидала ее еще 77 лет.

Самые суровые критики не могли найти в юной красавице ни одного артистического изъяна, она с легкостью бралась за сложные драматические роли, также была хороша в простых фольклорных постановках. Она не боялась показаться смешной играя в водевилях и перевоплощаться в героические образы. Вскоре юную «Джульетту», роль которой она исполняла в родном театре, заметили московские режиссеры. Но республиканскую сцену артистка покидала лишь на время гастролей. Столица увидела Мурадову в ее ярком, блестящем и безукоризненном образе пушкинской Лауры из «Каменного гостя». После постановки главный режиссер театра им. Вахтангова сказал, что это исполнение эталонное, прежде ему незнакомое.

Мурадова за всю свою артистическую карьеру исполнила более 200 ролей. Один самых ярких номеров – мольный, красивая горянка читала монолог Толгонай в «Материнском поле». Трагические строки Барият переживала каждой клеточкой свои души – по-другому она просто не умела. Всю боль героини и трагедию матери, потерявшей сыновей, проживала в моноспектакле. Ее слова, тембр и экспрессия вызывали слезы даже у суровых мужчин.

Барият Мурадова стала первой народной артисткой из Дагестана, на родине такое звание она получила первой в республике. Небосклон карьеры артистки был усеян самыми яркими наградами, в числе которых особая – премия Станиславского, которой удостаивались только выдающиеся артисты.

Свой театральный олимп Мурадова покинула, отметив 80-летний юбилей. Спустя семь лет ее не стало. Но память о народной артистке продолжает жить в театре, ей открывают памятники, ее роли разбирают по фразам искусствоведы, ее именем называют улицы, а для любого студента театрального училища получить стипендию имени Мурадовой большая честь.

Фото: Михаил Воскресенский. РИА Новости

Валерия Поддаева